Всегда говори «да» — как чай стал частью культуры Турции, и причем здесь султан

Способ выражения симпатии, гостеприимства, деловой заинтересованности и синоним приветствия: турецкий чай — гораздо больше чем просто средство утоления жажды, но так было не всегда, хотя сейчас кажется, что турки никогда и не расставались с изящным стаканчиком дымящегося напитка.

Однажды султан Абдул-Хамид II задумал приучить свой народ к чаепитию, но у него ничего не вышло. Было это в середине XIX столетия, в то время в Османскую империю будущий национальный напиток завозили из Азии. Особого восторга импортный продукт не вызывал и с кофе соперничать не мог, но султан не сдавался и решил выращивать местный чай, да только вот место выбрал неудачное. Плантации разбили в Бурсе, и японские семена там, к неудовольствию Абдул-Хамида, не прижились.

Высокогорное черноморское побережье в окрестностях Ризе — совсем другое дело. Через полвека этот небольшой городок с мягким климатом превратится в чайную столицу, а всё опять же из-за пристрастия турков к кофе.

После распада Османской империи главный поставщик кофейных зёрен — Северный Йемен получил независимость, а вместе с ней и право самостоятельно вести торговлю. Стоит ли говорить, что цена для соседей тут же взлетела, а чашечка кофе стала обходиться в четыре раза дороже стакана и без того недешевого импортного чая. Ататюрк приказал найти альтернативу, и Турция снова начала поиск вариантов обустройства чайных плантаций. В этот раз место выбрали правильное, семена привезли из СССР, а точнее из Батуми, в 30-е годы чай в Грузии выращивали в промышленных масштабах.

В 1947 году в Ризе открылась первая чайная фабрика, к середине 60-х Турция начала экспортировать продукцию. Сегодня в стране работают более трехсот производств, а ее жители считаются главными потребителями чая, давно обогнав британцев, китайцев, японцев и россиян, и кажется, что чай турки пили и пьют всегда, настолько прочно этот напиток вошел в повседневную культуру страны.

В среднем взрослый житель Турции выпивает от пяти до тридцати стаканов в день! Чайники кипят с утра до вечера в домах, офисах, магазинах, кафе, ресторанах, на улице. В штате некоторых фирм состоит специальный человек — «чайджи», он заботится о том, чтобы у всех работников был неограниченный доступ к ароматному напитку. Без чая не решаются дела, не заключаются сделки, даже обычный разговор не клеится, если в руках у собеседников нет изящных стаканчиков — «бардаков» (тур. çay bardağı).

Чашки и кружки проигрывают этой необычной посуде, похожей на тюльпан, если дело касается турецкого чаепития. Конечно, существует масса легенд, связанных с её формой, например, о падишахе, который в порыве ярости с силой сжал стакан, но на самом деле узкая «талия» нужна, чтобы напиток дольше оставался горячим. Другой турки не пьют и гостям не советуют, а кроме того, чай должен быть свежим, за это отвечает специальная двухэтажная конструкция из чайников — «чайданлик» (тур. çaydanlık). Действует она по принципу самовара — внизу кипяток, наверху — заварка. Воду можно подливать сколько угодно, а вот использовать листья повторно — никогда.

Это не только дурной тон, но и вредно для здоровья, — считают турки, а уж они-то знают толк в хорошем чае, которым готовы напоить любого незнакомца. Прямой отказ вызовет, как минимум, недоумение, а, может быть, и обиду, поэтому лучше согласиться, пусть даже чая и не хочется, а если совсем никак — то вежливо сказать «спасибо» и виновато посмотреть на часы, дескать, совсем не против стаканчика, но времени, увы, нет. Тогда турки возможно лишь пожалеют странного гостя, ведь у них всегда найдётся минутка-другая, чтобы выпить чая, а может быть и час, ведь наверняка где-то поблизости уже кипит бездонный «чайданлик».

6 городов, включая Миры Ликийские (Демре)

Здесь молился святой Николай. Авторский паломнический тур по Ликии