Византийская мозаика
Мозаика — искусство составления из мелких частиц какого-либо материала единого образа или картины.
Главной техникой византийской мозаики преимущественно был прямой мозаичный набор, при котором элементы укладываются обратной стороной на постоянную основу.
Прямой набор в древности осуществлялся непосредственно на месте мозаичной композиции, будь то пол или стена жилого или общественного помещения: на ровном слое закрепляющей массы делался эскиз, а затем кусочки смальты вдавливались в массу.
Смальтовые композиции отличались большим разнообразием цвета, яркостью, игрой света на поверхности.
Главной художественной особенностью византийских мозаик является великолепный золотой фон, мерцающий как при естественном освещении, так и при свете свечей.
Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров мозаичных фигур. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд — со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость. Разнообразие доступных оттенков придавало мозаичным изображениям живой объём.
Большинство мозаичных панно изображали библейские сюжеты и христианские истории.
Византийская кладка рассчитана на восприятие изображения с большого расстояния — картины отличаются некоторой неровностью, «бархатистостью» оттенков и фактур, что «оживляет» созданные изображения. Материал, из которого выкладывается мозаика называется смальта, ее изготавливали путем расплавления стекла и добавления в него в разных пропорциях оксидов металлов, таких как золото, ртуть, медь. Так создавалась богатая палитра цветов, из которых можно выложить любое изображение в мельчайших деталях. Смальта не выцветает, не подвержена старению, изображение сохраняет первоначальные оттенки на протяжении всего своего существования. Подобная технология производства используется и по сей день.
В периоды расцвета Византийской империи мозаика становилась главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц и базилик, однако позднее из-за дороговизны мозаика была вытеснена фресками.
Здесь молился святой Николай. Авторский паломнический тур по Ликии