Страсти по Эсфигмену: Что происходит на Афоне?

В последние месяцы Святая гора Афон снова привлекает к себе пристальное внимание из-за сложной ситуации с древним монастырем Эсфигмен. Греческие СМИ заявляют, что полиция Греции планирует силовым путем удалить всех монахов этого монастыря, которые находятся в оппозиции патриарху Варфоломею.

Также начали появляться слухи, что власти не остановятся на Эсфигмене, а займутся еще и проверкой (говорят даже о чистке) других монастырей: русского монастыря в честь святого Пантелеимона, сербского Хиландари, болгарского Зографа, румынского скита в честь Иоанна Предтечи и некоторых других.

В то же время другие источники утверждают, что ситуация на Афоне спокойная и ждать каких-либо жестких действий со стороны властей по отношению к указанным монастырям не надо.

Так что же происходит на самом деле?

Исторический контекст и причины конфликта

Конфликт между монастырем Эсфигмен и Константинопольским патриархатом тянется уже десятилетиями. Разногласия начались еще в начале 1960-х годов, когда папа римский встретился с патриархом Константинопольским Афинагором для совместной молитвы. В ответ на это монахи Эсфигмена обвинили Фанар в связях с Ватиканом и экуменизме, и отказались поминать патриарха. Братию Эсфигмена поддержал Кинот, который 13 ноября 1971 года постановил, что «в вопросе о возобновлении поминовения Вселенского Патриарха каждая обитель должна быть свободной в выборе образа действий».

Ситуация не изменилась и тогда, когда патриархом стал Димитрий. 11 марта 1974 года он написал письмо Священному Киноту, наложив прещения на непоминающих его монахов, включая игумена Эсфигмена и его соратников, и потребовал их изгнания. Полиция обрезала телефонную линию в монастыре и выставила оцепление. В ответ монахи заперли ворота и вывесили транспарант с надписью «Православие или смерть», заявив о готовности умереть, если полиция попытается войти силой.

Конфликт медленно тлел вплоть до 2002 года, когда Константинопольский патриархат объявил мятежную братию схизматиками и потребовал выдворить их с Афона. В 2005 году Фанаром была создана параллельная община, которую на Афоне называют «Новый Эсфигмен». В данный момент несколько монахов этой общины базируются в Кариесе, а их руководитель, игумен Варфоломей, безоговорочно поддерживает те инициативы Фанара (например, Томос ПЦУ и вакцинацию), которые вызывают неприятие у большей части афонитов.

В декабре 2006 года произошло знаменитое столкновение между братией Эсфигмена и монахами, пытавшимися занять монастырь. В июне 2008 года к конфликту подключилась полиция.

24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов, включая игумена Мефодия, к одному году тюрьмы условно за отказ покинуть монастырь. 6 апреля 2011 года тот же суд приговорил их к шести месяцам тюремного заключения за «незаконную оккупацию зданий монастыря». С 2012 года греческая полиция периодически производит рейды по штурму или блокаде монастыря. 

Но ни тогда, ни позже, взять силой эсфигменских «зилотов» (так их называют на Афоне; в переводе означает «ревнители») не получилось. Игумен Мефодий как-то сказал, что в его четках «300 узелков – как 300 пуль», над входом в обитель висит уже знаменитый черный флаг, на котором красуется надпись «Ορθοδοξία ή θάνατος» («Православие или смерть»), а монахи не намерены сдаваться.

В апреле 2016 года игумен старой братии Эсфигмена Мефодий выразил желание вернуться к участию в работе Священного Кинота Афона. Однако во время переговоров отец Мефодий подтвердил непреклонную позицию старой братии, отказавшись от поминовения Вселенского патриарха.

В данный момент братия Эсфигмена считает себя пребывающей в юрисдикции неканонической старостильной «Истинно-православной церкви Греции», возглавляемой архиепископом Каллиником (Сарандопулосом), и не находится в евхаристическом общении (по крайней мере, официально) ни с каким афонским монастырем.

«Ковидная зачистка»

В последние несколько лет противостояние вновь обострилось. В качестве причины для удаления мятежных монахов с Афона было решено использовать ковид. Плюс еще и в том, что вместе с эсфигменцами под «ковидный шумок» можно было убрать вообще всех, кто выступал против некоторых спорных решений как Константинопольского патриархата, так и властей Евросоюза вообще, и Греции в частности. Тараном назначили игумена «Нового Эсфигмена» Варфоломея, который сначала призывал иерархов карать непривитых священников, потом потребовал от греческой прокуратуры привлечь к ответственности афонских монахов, отказавшихся вакцинироваться от коронавируса, говорил, что миряне подделывают ковид-тесты для визита на Афон, а когда власти взялись «решать вопрос» с непривитыми монахами – радовался.

Тогда выдворить монахов с Афона не получилось. Кончилось все тем, что в 2020 году греческое правительство начало конфискацию объектов недвижимости, принадлежащих афонскому монастырю Эсфигмен.

«Русский спецназ» на Афоне

Ситуация существенно ухудшилась с началом войны России против Украины. Теперь именно войну решили использовать в качестве причины для выдворения всех неугодных монахов. Светского губернатора Афона Афанасия Мартиноса, друга патриарха Варфоломея, великого логофета и мецената Константинопольского патриархата, было решено заменить. Во-первых, он не справился с задачей по «зачистке» Афона во время ковида.

Во-вторых, правительство Греции посчитало, что «управление Святой горой требует многоуровневых знаний, поскольку из-за вторжения России в Украину и конфликта Фанара с Московским и Сербским Патриархатами ситуация требует особого внимания». Мартинос этим требованиям не отвечал. Потому что, по его словам, у него сложились теплые отношения с братией всех «иностранных» (не греческих) монашеских общин Афона.

«Это касается не только Пантелеимонова (русского) монастыря, но также Хиландарского (сербского), Зографского (болгарского) и скита Продром (румынского)», – говорил еще недавно Афанасиос Мартинос. Также он утверждал, что «сегодня наши помыслы вместе с нашими русскими и украинскими православными Свято-Пантелеимоновского монастыря, и мы всем сердцем желаем и молимся о том, чтобы мир скорее пришел к народам, подвергающимся испытаниям». Понятно, что с точки зрения планов по выдворению монахов такой человек губернатором быть просто не мог.

Вместо Афанасия Мартиноса на этот пост был назначен Анастасиос Мициалис. Послужной список Мициалиса очень красноречив. Судите сами: в 1995 году он стал послом Греции в Аргентине, в 1999 году − послом в Израиле, в 2002 году − руководителем отдела по связям с США и Канадой, в 2003 году − генеральным директором по кадрам, администрации и организации, а в 2004 году – послом Греции в Риме. Незадолго до поста губернатора Афона Мициалис занимал должность заместителя командующего Национальной разведывательной службой Греции.

То есть Мициалис – это разведчик, который поработал в Израиле, США и Ватикане. Поэтому неудивительно, что он практически сразу заявил, что решит «вопрос» с Эсфигменом. А незадолго до его вступления в должность начали появляться скандальные вбросы и о других монастырях.

Например, немецкий таблоид «Бильд» написал огромную статью о «темной стороне» Афона, а точнее – о том, как «Москва пытается использовать Афон как троянского коня, чтобы закрепиться в Европе и подорвать ЕС».

Неудивительно, что и в этом случае, как в случае с ковидом, главным «свидетелем» стороны обвинения и тараном против афонитов выступил… игумен «Нового Эсфигмена» Варфоломей.

В интервью «Бильду» он обвинял русский Пантелеимонов монастырь в том, что туда приезжают олигархи из России и «жертвуют деньги», умолчав почему-то, что те же олигархи жертвуют огромные суммы и на греческие монастыри. По его словам, старый Эсфигмен – «оккупирован русскими».

Тогда же «Бильд» написал, что готовится «тщательная проверка людей, въезжающих и покидающих Афон, с целью предотвращения перевозки людьми оружия, наркотиков и других незаконных предметов, а также осуществления других подозрительных действий».

В материале «Бильда» больше всех «досталось» игумену русского Пантелеимонова монастыря Евлогию, которого обвинили в связях с греческими и российскими политиками. Но не только ему, а еще игумену Ватопеда Ефрему, игумену Филофея Никодиму (которому российский олигарх «подарил пистолет»), и вообще всем монахам, которые хоть как-то общались с паломниками из России.

Эти абсурдные обвинения дошли до того, что афонитов начали обвинять в том, что они проводят подготовку «русских спецназовцев». Бред, скажете? Конечно. Несомненно. Но этот бред «работает» по отношению к афонитам точно так же, как «работает» по отношению к УПЦ.

Другими словами, сторонники удаления мятежных монахов Эсфигмена, или всех монахов, которые несогласны с «линией партии», решили использовать старый прием, который опробован в Украине – обвинять монахов в «связях с Москвой», называть их «агентами в рясах», говорить, что они прячут «пулеметы на колокольнях». И все, можно делать, что хочешь.

Что происходит сейчас?

Кинот Святой горы Афон уже выразил свою обеспокоенность в связи с намечающимися силовыми действиями против Эсфигмена. Монахи Афона категорически против силового решения проблемы и не хотят снова оказаться в центре скандала. Они призывают к мирному диалогу и компромиссу, чтобы избежать дальнейшей эскалации конфликта и разрушительных последствий для всей православной общины Святой горы.

В то же время в Уранополисе уже проходят акции протеста в связи с происходящим, и власти Греции не могут не обращать на них внимания.

Поэтому, по слухам, полиция будет действовать очень аккуратно, чтобы не вызывать общественного возмущения. Например, афонские монахи говорят, что эсфигменцев будут отлавливать по одному (в случае, если они окажутся за воротами обители) и отправлять на материк – без возможности вернуться назад.

Также можно ожидать проблемы не только в отношении монастыря Эсфигмен, но и в отношении указанных выше монастырей – русского Святого Пантелеимона (в котором хоть и поминают патриарха Варфоломея, но делают это «без любви»), а также болгарского Зографа, румынского скита Продрома и сербского монастыря Хиландари. Тут, возможно, начнут проверять документы и выгонять всех, у кого они не совсем в порядке, а таких на Афоне – много.

Также есть информация, что сейчас на Афоне находится делегация от Константинопольской патриархии, которая проводит беседы с представителями монастырей. Предполагается, что монахам предложат подписать некую «петицию», которая призвана легитимировать «беспрецедентные шаги для Святой горы» по осуществлению контроля со стороны полиции.

Издание «Русские Афины» пишет, что, по словам их собеседника с Афона, «из Вашингтона поставили задачу изменить статус монашеской республики». «В Греции не должно быть неконтролируемого очага свободомыслия и независимости. А для этого нужно убрать последнее место в стране, где власть принадлежит монахам – монашескую республику Святой горы Афон. Первым шагом станет открытие нового полицейского участка, который займется отслеживанием ситуации в монашеской республике. Как криминальной, так и политической. По сути, задача властей Греции – реформировать монашескую республику. Властям необходимо убрать ее самостоятельность и независимость, чтобы все было под контролем и не было никаких мест, где могут находиться даже потенциальные противники власти», – говорит источник издания.

По словам источника, те монастыри, которые откажутся от подписания данной декларации, «будут взяты в обработку, и на них начнут давление». «По итогам происходящего Афон должен превратиться в туристическую достопримечательность, по аналогу с Метеорами», – подытожил он.

Выводы

На данный момент ситуация на Афоне накалена до предела. Греческие власти планируют усилить полицейский контроль и под видом проверки документов зачистить монастыри от монахов, которые несогласны с «генеральной линией партии».

Это может коснуться если не всех, то большинства монастырей. Поэтому утверждать, что ничего не будет – не стоит. Может случиться что угодно. С одной поправкой: случиться то, что угодно не людям, но Богу! Без Его воли – ничего не будет. Так что нам остается только молитва.

Источник: СПЖ

Дорогие братья и сестры!

Вместе мы можем поддержать становление православных общин в Турции