Сладкопевцы и их каноны

Сегодня мы вам расскажем о византийской поэзии.

Поэзия всегда связана с формой произношения языка. В греческом языке в 3-4 вв. произошли большие изменения.
Изменилось произношение многих гласных и изменилось качество ударения. Практически исчезла разность долгих и кратких гласных, на которой строилась база древнегреческой поэтической литературы. Кроме того, ударение имело музыкальный характер, а в переходе к византийскому периоду ударение стало носить более экспираторный характер, когда слог выделяется силой выдоха. Все это не смогло не сказаться на литературе — все сложные метры античной поэзии были обречены как несоответствующие новой ритмической структуре языка. Сохранились лишь те античные размеры, которые были просты и их ритм легко можно было отбивать рукой.

С приходом христианства изменился не только ритм, но и изменилась сама поэзия. Появилась новая потребность — создать новую литературы, которая бы сопровождала христианскую литургию. Все попытки приспособить античные размеры к новой христианской реальности окончились неудачей. Даже выдающиеся поэты и философы, вроде Григория Назианзина, одно из отцов церкви 4 в., писавшие богословскую поэзию не смогли дать «новое слово» так необходимое для богослужения.

Первая попытка создать красоту богослужения была предпринята Романом Сладкопевцом, сирийцем по происхождению. Роман Сладкопевец создал принципиально новый жанр поэзии, который называется кондак. Кондак — способ организации поэтического текста, который строится не на долготе или краткости гласных, а на ударениях и кроме того на счете количества слогов. Этот метод называется силлабо-тоническим стихосложением, когда ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, неизменном для всех строк. Если искать что-то подобное в античности, то нечто такое можно найти только в прозе.

Роман Сладкопевец

Кондак — это действительно, можно сказать, революционное достижение, которые позволило Роману Сладкопевцу добиться совершенно новой образности и новой эмоциональности литературы. До нас дошло несколько десятков кондаков самого автора и несколько десятков произведений, которые приписываются его творчеству, но на самом деле написанные последователями Сладкопевца.

Самое известное литературное богослужебное произведение того времени является акафист Богородицы. Акафист написан скорей всего не Романом, а патриархом Сергием I (ок. 580-638 гг.).

«Ангел достославный, с небес нисшедший
Молвит Богородице «Радуйся»,
Созерцая Господа, глазом своим бесплотным
возопиял и возглаголал, и и просвещал в изумлении:
«Радуйся, чрез Тебя радость сияет,
радуйся, чрез Тебя горесть истает,
радуйся, Адамова горесть утешение,
радуйся, Евина плача прекращение,
радуйся, высота неизъяснимая человеческим умам,
радуйся, глубина неизследимая и ангельским очам,
радуйся, что подъемлешь всё Объявшего
радуйся, звезда, зарю возвещающая,
радуйся, вода, тварь омывающая,
радуйся, чрез Тебя обновление миру,
радуйся, чрез Тебя воплощение Богу,
радуйся Невеста неневестная!»

Акафист Пресвятой Богородице

Мы видим, что в этой поэтической форме в зачаточном состоянии начинает присутствовать рифма, которая была неизвестна до этого. Но это другая рифма — не конца строк, к которой мы привыкли, а рифма, пронизывающая строки насквозь. Здесь рифмуются все члены предложения: «звезда — вода», «миру — Богу», «обновление — воплощение», «Подъявшего — Обаявшего» и т.д.

Как ни странно, кондак жил в византийской поэзии сравнительно недолго.  К концу 7 века мы наблюдаем значительное сокращение численности этого литературного произведения, его перестают писать. На смену кодаку приходит новая форма литургической поэзии — канон.

Канон — поздняя разновидность литературного гимна, вытеснившая кондак в 8 веке. Канон является более сложным произведением, менее диалогическим (в кондаке очень много диалогов между персонажами). Канон — это более монолог. Самый известный автор канонов преподобный Андрея Критского (ок. 660 — 740 гг.) и его «Великий покаянный канон». Канонов стали писать все больше и к 10 веку канон становится базой для литургической поэзии и практически не используют кондак.

Поэзия античных метров продолжала существовать, изменив  только свой характер. Двенадцатисложник был популярен из-за простоты ритма.
Один из знаменитых византийских представителей двенадцатисложника является Христофор Митиленский (ок. 1000 — 1050 гг.), прославившегося большим количеством сатирических стихов.

«Молва идет (болтают люди всякое,
А все-таки, сдается, правда есть в молве).
Святой отец, что будто бы до крайности
Ты рад, когда предложит продавец тебе
Святителя останки досточтимые;
Что будто ты наполнил все лари свои
И часто открываешь — показать друзьям
Прокопия святого руки (дюжину),
Федора лодыжки… посчитать, так семь,
И Нестеровых челюстей десятка два
И ровно восемь черепов Георгия!»

Христофор Митиленский «На собирателя реликвий»

Здесь напрасно можно подумать, что автор был каким-то вольнодумцем. Тот же самый Христофор Митиленский написал каноны на памяти святых всего календарного года.  Его каноны легли в основу славянского ситного пролога. Был человеком верующим, но иногда позволял себе подобного рода язвительности.

Одновременно с вышеприведенными типами поэзиями существовал фольклор, письменной фиксации которого не было. Имеется всего лишь два обрывка народных частушек, которые показывают совсем другую ритмическую структуру.

В 10 в. в  византийскую поэзию входит, так называемые, политический стих или пятнадцатисложник. Популяризатором данного направления выступил святой Симеон Новый Богослов (949 — 1022 гг.). Святой Симеон являлся мистиком и литературно описывал свое откровение с Богом используя пятнадцатисложник.

В 12 в. народный стиль входит в литературный язык.

6 городов, включая Миры Ликийские (Демре)

Здесь молился святой Николай. Авторский паломнический тур по Ликии