Почитание на Русской земле святых воинов Каппадокии

Традиции преемственности византийского наследия на Русской земле не исчерпываются ее влиянием на характер государственной власти и художественное творчество, но имеют более глубинный, духовный смысл. Со всей очевидностью единство вселенского православия было явлено в почитании и прославлении Русской Православной Церковью святых и мучеников ранней византийской Церкви. Неизменными остаются добродетели веры, надежды, любви и верности — те высокие нравственные качества, которые составляют фундамент святости, и которые ныне могут в полной мере быть использованы в духовно-нравственном воспитании детей и юношества Молитвенная память ныне живущих христиан о византийских святых — лучшее свидетельство не только преемственности духовных традиций Византии и Руси, но и истинности, вечности и единства вселенской Церкви.
В Каппадокии звучала апостольская проповедь святых Петра, Павла, Андрея, Иоанна, Фаддея, и уже в середине I века здесь жили христиане. Каппадокийцы упомянуты среди тех, кто услышал слова апостолов на разных языках после схождения Святого Духа (Деян. 2,9).К каппадокийцам в числе прочих адресовано первое послание Петра (1 Пет. 1,1).
В III веке Каппадокия становится одним из основных центров христианства. Об активной духовной жизни региона свидетельствует огромный список канонизированных святых, либо родившихся в Каппадокии, либо прибывших туда, как для служения, так и для монашеской жизни.

В церковном календаре значится более 50 имен святителей, мучеников, преподобных и праведных, чей подвиг был, так или иначе, связан с этим регионом Особенно много среди них было воинов, так как приграничная Каппадокия исстари славилась своими конниками: каппадокийские когорты римской армии считались одними из лучших.
Среди святых воинов-каппадокийцев есть как всем известные и глубоко почитаемые, так и малоизвестные, однако, память о которых жива в православной Церкви. Наиболее известным святым воином-каппадокийцем, несомненно, является великомученик Георгий Победоносец (Розина, 2006, 2012).
Иконография святого обширна, здесь нет необходимости на ней останавливаться. В плане нашего сообщения отметим лишь три аспекта.
Во-первых, во всей христианской истории трудно найти более устойчивый и выразительный символ единства власти и религии, чем образ Георгия Победоносца, поражающего змея, что нашло отражение
— как в российской наградной системе,
— так и в геральдике.
Во-вторых, почитание святого выразилось также в
сооружении большого числа посвященных ему храмов, причем с самой ранней поры христианизации Руси, и его небесном покровительстве русских князей. В-третьих, образ Георгия- воина был настолько популярен и любим русским народом, что народное творчество называет его русским богатырем Егорием
Храбрым — защитником христианства и земли Русской. И если Георгий Победоносец, действительно, издревле почитается на Русской земле, то другие святые воины Каппадокии менее известны, хотя они и прославляются Церковью, а их подвиг также может служить воспитательным примером.
Кроме святого Георгия Победоносца, несомненно, наиболее известен Лонгин Сотник, центурион, возглавлявший отряд римских воинов, непосредственно исполнявших приговор казни Иисуса Христа. Именно о нем писал Иоанн Златоуст в 85 беседе на Толкование Евангелия от Иоанна: «воины пришли… и в угождение иудеям пронзили копьем ребра Его и таким образом поругались даже над мертвым Его телом. Какое гнусное и отвратительное злодеяние!» Но далее святитель указывает, что «то самое содействовало к утверждению истины», так как «тотчас истекла кровь и вода», а «из того и другого составлена Церковь», поэтому «когда ты приступаешь к страшной чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра» (Иоанн Златоуст). В каждой Божественной Литургии, это евангельское событие вновь и вновь обретает свое духовное значение, а в мире появилась одна из величайших христианских реликвий — Святое копье сотника Лонгина. Согласно Повести временных лет, в правление императора Льва VI Мудрого (870- 912 гг.) святыни Страстей Господних показывались русским послам в Большом дворце византийской столицы. Именно там, в специально вооруженном помещении (реликварии) в 1200 году, Святое копье наряду с другими святынями увидел и кратко описал новгородский паломник Добрыня Ядрейкович — будущий новгородский архиепископ Антоний.
В России история святого Лонгина известна из «Жития и страданий святого мученика Лонгина сотника» Димитрия Ростовского. После казни и смерти Христа, воины «видя все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф,2 7,54). Став свидетелем Воскресения Христа, Лонгин «денег не взял, и утаить чуда не захотел, но еще усерднее стал свидетельствовать о нем» (Жития и страданий святого мученика Лонгина сотника). Он немедленно оставил службу и стал проповедовать христианство на своей родине — местечке Ардалес в Каппадокии, где и принял мученическую смерть от рук, посланных Пилатом воинов. Память мученика Лонгина Сотника, иже при Кресте Господнем 16/29 октября.
Русские люди всегда молились святому об исцелении от глазных болезней: «болящим очима яви скорую помощь твою и исцели их, дабы, освободившись от недуга своего, не захотели они видеть ничего, распаляющаго сластолюбие, но к созерцанию духовной красоты устремились»
В московской церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке особо почитается чудотворная икона Лонгина Сотника, перед которой по четвергам читается акафист святому. Предел святого Лонгина был сооружен в Иерусалимском храме на месте обретения слепой женщиной головы мученика и последующего затем прозрения. В Москве есть церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах с предельным храмом Лонгина Сотника, считавшегося покровителем Московского царского рода: 16 октября (в день памяти святого) на Литургии в Барашах присутствовали сами государи (например, в 1651 и 1653 гг.), здесь же стояли и особые государевы хоромы Храмы святого мученика Лонгина есть на Украине (в Житомирской ИК No 4) и в Белоруссии (в Витебске).

Глубоко почитается русским народом и Церковью память Сорока мучеников Севастийских. Их подвиг совершился в IV веке, после знаменитого Миланского эдикта 313 года, подписанного императорами Константином и Ликинием. Однако гонения еще продолжались в провинциях, в том числе и подчиненных самому Ликинию.
В городе Севастии стояло римское войско под начальством язычника Агриколы, в котором служили 40 воинов из Каппадокии, исповедовавших христианскую веру. Зимой 320 года их стали принуждать совершить языческий обряд и принести жертвоприношение идолам, но они отказались, приняв мученическую смерть в ледяной воде местного озера. Сохранились имена мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.
В день их памяти — 9/22 марта ослабляется Великий пост и служат Литургию Преждеосвященных Даров. По традиции на Руси пекли изделия из постного теста в виде птиц — «жаворонки». Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

В Москве есть единственный храм, освященный во имя Сорока мучеников Севастийских — напротив Новоспасского монастыря. Храм был построен еще в начале XVII в. и его судьба тесно связана с Новоспасской обителью, ставшей усыпальницей бояр Романовых и существовавшей под особым царским покровительством. Известно, что во время нашествия Наполеона французы насмерть замучили священника о. Петра Веньяминова, защищавшего свой храм. Он был с почетом погребен на погосте Новоспасского монастыря. 22 марта 1922 года, в престольный храмовый праздник и в воскресенье Крестопоклонной недели в Сорокосвятской церкви служил Литургию Святейший Патриарх Тихон. Тогда же он совершил здесь последнюю в своей жизни хиротонию, рукоположив архимандрита Тихона в епископа Гомельского. В 1932 году Сорокосвятская церковь была закрыта и полуразрушена. Только в 1993 г. она возвращена верующим.
В 1755 г. на средства московских купцов Максима и Ивана Щелягиных в устье реки Трубеж при ее впадении в Плещеево озеро был построен в стиле барокко один из красивейших храмов в честь Сорока мучеников Севастийских с приделом Рождества Богородицы.
Другие святые воины-каппадокийцы не столь известны на Руси. Однако интересна духовная связь великомученика Меркурия Кесарийсского и русского святого мученика Меркурия Смоленского.
Согласно житию, Меркурий Кесарийский был скиф, состоял на службе в римской армии и участвовал в походе императора Декия против готов. Став христианином, он отказался от преследования единоверцев и принял мученическую смерть в Кесарии Каппадокийской. С великомучеником Меркурием предание связывает чудо, ставшее причиной смерти императора Юлиана Отступника. Образ святого Меркурия, изображенный на иконе рядом с образом Богородицы, стал невидимым, а затем вновь показался с окровавленным копьем. В этот самый момент Юлиан на Персидской войне был пронзен копьем неизвестного воина, тотчас ставшего невидимым. Память великомученика Меркурия Кесарийского 24 ноября/7 декабря.
В этот же день Церковь прославляет Меркурия Смоленского — славянина княжеского рода из Моравии. В юном возрасте он пришёл в Смоленск и поступил на службу к князю Согласно житию, Меркурий Смоленский отличался набожностью и «благочестивой жизнью: подвизался в посте и целомудрии». Свой подвиг он совершил 24 ноября 1239 г, когда к Смоленску подошли войска монголо-татар. Вступив в неравную схватку, воин уничтожил много врагов, но и сам погиб, спасая город. Останки Меркурия были погребены жителями в Успенском соборе Смоленска. Церковное празднование в память мученика было установлено в конце XVI века, но уже с 1509 года жители Смоленска почитали его заступником города.
В православной Церкви почитается также мученик Гордий, родившийся в III в. Кесарии Каппадокийской в христианской семье. В зрелом возрасте он поступил на военную службу и, проявив мужество и воинское искусство, был назначен сотником. Во время гонения на христиан в начале IV века Гордий оставил мир и удалился в пустыню, но, укрепившись духовно, в 320 году он открыто выступил перед префектом города в защиту христиан. Его схватили и после страшных истязаний отсекли голову
Святитель Василий Великий посвятил мученику Гордию одну из своих бесед, выразив в ней мысль о том, что: «как всегда смотрим на солнце, и всегда ему дивимся, так и память сего мужа всегда для нас светла» (Святитель Василий Великий. Беседа 18). Церковь прославляет мученика Гордия 3/16 января. Сотником был также святой мученик Акакий, родившийся в Каппадокии в семье христианского священника в III в. Он служил в Мартисийском полку и при начале очередных гонений на христиан не стал скрывать своей веры, приняв мученическую смерть в 303 году. Его мощи при Константине Великом почивали в Константинополе в храме, построенном в честь святого, впоследствии они были перенесены в Южную Италию. Память мученика Акакия — 7/20 мая.
Вспоминая святых воинов Каппадокии, нельзя не упомянуть подвижника веры и благочестия, Иоанна Русского. Его судьба необычна, полна драматических эпизодов и примеров несгибаемой воли, он глубоко почитается не только христианами, к его памяти с большим уважением относятся и мусульмане-турки. Иоанн Русский родился около 1690 года, был участником войны с Турцией 1711-1713 гг. и в битве за Азов попал в плен к противнику. Вместе с другими узниками его переправили в Константинополь, а затем в Каппадокию в г. Прокопион (ныне Ургюп). Там он стал пленником военачальника, возглавлявшего отряд янычар. Зная, что Иоанн христианин, турки подвергали его различным издевательствами и мучениям, но он не отрекся от веры предков, а кротко и терпеливо переносил все страдания. Живя на конюшне, он продолжал совершать молитвы и службы. Его праведная жизнь вызывала удивление мучителей, которые вскоре стали называть его «вели» («святой»). В Прокопионе была община греческой православной Церкви во главе с епископом, и каждую неделю Иоанн стремился причащаться Святых Тайн.
Иоанн скончался 27 мая/9 июня. Греческие христиане, получив разрешение от турок, погребли его на христианском кладбище. Со временем, были обретены мощи святого, которые хранились в построенной Прокопионе церкви. В ходе репатриации греческого населения в начале 20-х гг. ХХ в. мощи Иоанна Русского были перевезены в Грецию — в Новопрокопион, возникший в память о поселении в Каппадокии. В Москве в районе Кунцево построен храм в честь св. Иоанна Русского.
В заключение следует отметить, что духовное наследие Византии на Русской земле — это, прежде всего, единство всех членов Церкви — земной и небесной, воинствующей и торжествующей:
— в молитве и литургической жизни;
— народной памяти;
— в воспитательном значении подвига византийских святых для современного человека.
О. Розина
Источник: cyberleninka
ЛИТЕРАТУРА
Розина О.В. 2006. Георгий Победоносец: образ и символика. — Преподавание истории в школе. No3: 7-14.
Розина О.В. 2012. Образ стойкости и единства. — Воинское братство. No 2: 106- 115.
Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанн. Беседа 85. [Электронный ресурс]. — URL: http://mystudies.narod.ru/library/i/in-zlat/08/john/85.html
Жития и страданий святого мученика Лонгина сотника. [Электронный ресурс]. — URL: http://ru.wikisource.org/wiki_Жития святых_(Дмитрий Ростовский) /Октябрь/ 16
Святитель Василий Великий. Беседа 18. На день святого мученика Гордия. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pagez.ru/lsn/0289.php
Здесь молился святой Николай. Авторский паломнический тур по Ликии

