Пастух построил церковь после того, как его жена пожаловалась…

Если вы поедете 45 километров на восток от турецкого города Карс, то увидите останки армянского средневекового города Ани. В современной Турции Ани иногда называют Оджаклы.  Ани называют городом 1001 церкви, через него пролегало несколько торговых путей, а его религиозные здания, дворцы и фортификационные сооружения были одними из самых технически и художественно совершенных в мире. Город соперничал с Константинополем, Багдадом и Дамаском. Ани был покинут после землетрясения 1319 года, полностью разрушившего город.

Ани пережил правление турок-сака, Сасанидов, византийцев, Шаддадидов, грузинских атабеков, турок-сельджуков, Каракоюнлу и Аккоюнлу, Османского государства, Российской империи.

Церковь «Пастыря» — это историческое здание, которое изначально находилось за городскими стенами древнего города Ани. Этот храм был возведен в честь Христа, который в христианской символике предстает как пастырь душ человечества. В начале XX века церковь была серьезно повреждена и практически полностью разрушена в результате землетрясения. Несмотря на это, некоторые фрагменты здания сохранились и до сих пор можно увидеть их с дороги, ведущей к древнему городу Ани, хотя это место находятся в недоступной военной зоне.

Название церкви имеет свою интересную историю о том, что пастух построил ее после того, как его жена пожаловалась, что все церкви в Ани слишком шумные и многолюдные для тихой молитвы.

Хотя это сооружение было небольшим, его конструкция оказалась чрезвычайно сложной. Здание было разделено на три секции снаружи и имело два этажа внутри. Общая высота составляла около 11 метров, а диаметр у основания достигал 7 метров.

Особенно сложной была структура первого этажа. Снаружи его форма напоминала 12-конечную звезду, а внутри находилось шесть ниш. Между каждой нишей находилась вертикальная поверхность, состоящая из группы связанных колонн, а от вершины каждой группы поднималась полукруглая арка. Шесть таких арок сходились в центре потолка.
Природа этого сходства остается загадкой из-за разрушения этой части сооружения. Возможно, здесь находился подвесной замковый камень, либо конструкция могла поддерживаться центральной колонной. Решение о внедрении подвесного замкового камня было принято Торосом Тороманяном во время реконструкции церкви.

Верхний этаж имел круглую форму внутри, шестиугольную снаружи и был покрыт куполом, который поддерживался цилиндрическим барабаном. На фасаде имелась дверь, однако остается неясным, каким образом к ней можно было подняться с уровня земли, поскольку не обнаружено никаких следов внешней лестницы.


Архитектурный дизайн церкви представляет собой великолепное произведение искусства, однако его выполнение оказалось скромным, с минималистичным и строгим декором. Точная дата постройки пока остается неизвестной: церковь могла быть возведена как в X-XI веках, так и в XII-XIII веках. Особенности конструкции и компактные размеры подтверждают предположение о возможном использовании церкви в качестве мавзолея, где нижний уровень мог служить гробницей, а верхний — молельней.

Дорогие братья и сестры!

Вместе мы можем поддержать становление православных общин в Турции