Наш он — русский!

Почитание святителя Николая Мирликийского в России.

Вы когда-нибудь задумывались сколько всего на Земле православных храмов и часовен, освященных в честь святителя Николая Чудотворца?

Обратимся к каталогу православной архитектуры sobory.ru. Около девяти тысяч мест поклонения в мире посвящено святому Николаю. Число довольно внушительное. Если рассмотреть детально, то легко убедиться, что на Кипре девятнадцать Никольских храмов, в Греции восемьдесят пять, в Польше пятьдесят четыре, а в Турции всего шесть. Примерно такой же статистический расклад и по другим странам и поместным церквям.

Обратив взор на Россию, мы увидим совсем иную картину. На территории одной только Московской области насчитывается более пятисот Никольских храмов, а в Русской Православной Церкви в целом, примерно восемь тысяч приходов в честь святого Николая.

Как же так получилось? Святитель Николай был ликийцем, жил в Римской империи семнадцать веков назад, а прижился в России! Николая еще называют самым русским святым, и это вполне заслужено.

Спросите у любого русского и вам ответят: «наш он, русский!» А все, что русское, мы сохраняем, бережем и гордимся.

Для нас личность святого — это не все более отходящая в фольклор фигура с мешком на плечах, на санях с оленями и комически раскачивающаяся из стороны в сторону, как на Западе. Для нас он — святой угодник. На Западе нет ни одного современного католического храма, который был бы посвящен святителю Николаю. Это, к сожалению, становится общей тенденцией западного мира — люди забывают древних святых, перестают их почитать и обращаться к ним в молитве. Для них это не более чем очередное развлечение. Святой Николай должен вовремя доставить подарок, тихонечко спуститься в дымоходную трубу, а самое главное, поспешить, чтобы никто не был расстроен или разозлен. Нештатная ситуация, когда сани сломались, олени заболели, или случились иные проблемы логистики, никто сейчас не принимает в оправдание.

К сожалению, в греческом мире тоже происходит обезличивание образа святого Николая. Особенно это ощущается в греческих диаспорах, проживающих в Западной Европе, Америке и Австралии. Общество все больше живет по принципу «ни горячо, ни холодно», а не по понятиям святости. Святость для многих — это тяжело и неудобно. Поэтому святой превращается в исполнителя, разносчика или почтальона.

Хотя святость — это про то, как нужно жить, а не про то, чего нужно ожидать. Поэтому святой это тот, кто всецело живет ради Христа, во Христе и со Христом; тот, чья жизнь ежедневно посвящена выполнению воли Божьей, ведь воля Божья это начало, основание и завершение святости. Святым может быть только тот человек, который стремится к источнику святости — Богу. И Господь, зная и видя, что есть люди, желающие жить по Его заповедям и быть единым целым с Ним, снисходит к ним и делает их приобщенными к Себе.

Именно таким видит русский человек святого Николая, когда взирает на его образ на иконах. Иконы Николая Угодника у нас есть разные. Чудотворный образ Николы Зарайского, с которым связан один из древнейших российских городов Зарайск. История иконы и чудеса, исходящие от неё, изложены в цикле летописей под названием «Повести о Николе Зарайском». Изначально этот образ находился в греческой Корсуни, но впоследствии святой Николай явился некоему Евстафию и велел принести икону на Святую Русь. Перед Зарайским образом молились преподобный Сергий Радонежский, великие Московские князья Иван III и Василий III, цари Иван Грозный и Василий Шуйский, император Александр II и другие. К иконе приходили ремесленники и торговцы. В Смутное время горожане Зарайска во главе с воеводой князем Д.М. Пожарским перед этим образом поклялись в верности законным властям и не присягнули самозванцу.

Еще у нас есть Великорецкая икона Николая Чудотворца, образ Николы Мокрого, Николы Можайского, иконы Николо-Дворищенская, Гостунская, Томская и другие. С ними связаны чудесные явления святителя Николая, помощь во время неприятельских осад, чудесные избавления от напастей. Много бед было, и святой Николай во всех помогает.

В старинных русских легендах рассказывается о том, как Николай Угодник пришел на помощь крестьянину, у которого в дороге застряла телега, помог вдове покрыть соломой крышу, защитил женщину от разбойников и т.п.

Когда куда-то шли, говорили: «Бог на дорогу, Никола в путь», «Никола на море спасает, Никола мужику воз поднимает», «проси Николу, а он Спасу скажет». В каждом красном углу у образов Спасителя и Богородицы всегда стояла икона Николая Чудотворца. В устных рассказах о Великой Отечественной войне есть сюжет, как незадолго до вторжения фашистов на небе появилась фигура похожая на Николая Угодника.

Святитель Феофан Затворник так говорил о святителе Николае: «правило веры: познание ея, восприятие ея сердцем и введение в жизнь». Святой Феофан предлагал учиться православной вере «в честь сего преславного Святителя». Святитель Николай жил в IV веке, а исправлением ошибок и неточностей в отношении него занялся русский архимандрит в XIX веке. Именно архимандрит Антонин (Капустин), впоследствии начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, озадачился редактированием жития святителя Николая, так как в нем содержались исторические ошибки, и порой Николая Чудотворца путали с другим ликийским святителем — Николаем Пинарским, жившим позже.

«Смешение житий двух святителей Николаев и привело к указанной исторической несообразности… Дополнение жития святителя Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского было предпринято в первой половине X века некоторыми анонимными авторами. Версия блаженного Симеона Метафраста основывается на каноническом житии святителя Николая, составленного в VIII–IX вв. архимандритом Михаилом, в которое добавлены фрагменты из жития Николая Пинарского. Высокие литературные достоинства метафрастова жития святого Николая сделали его версию самой популярной и авторитетной, тем самым на тысячелетие невольно «узаконив» ошибочное смешение житий двух Николаев»[i].

Нет в России места, где не почитался бы Угодник Николай. Нет города без храма Никольского, а храма — без иконы святителя. В крайнем восточном городе нашей страны расположен самый высокий в мире памятник святителю Николаю. Установлен он в 2004 году на живописной скале над Анадырским лиманом. Общая высота памятника более 25 м, из которых на поверхности находятся только 10 м, поскольку большая часть постамента уходит в вечную мерзлоту.

Крестный ход в честь обретения чудотворной Великорецкой иконы Николая Чудотворца. РИА Новости 

На Вятской земле ежегодно проходит Великорецкий крестный ход с иконой Чудотворца. На него собирается до 22 тысяч человек. Да и в церковном календаре нашем установлено целых три дня памяти святителя. Это, так называемые, Никола зимний — 19 декабря, Никола летний — 22 мая, и Рождество святителя — 11 августа.

Вот и получается, что Николушка непрестанно ходит по земле Русской, помогает богомольцам. Потому и повторяют они без сомнения: «наш он, наш — русский».

Алексей Головин

Православный Паломник

[i] Бугаевский А.В., архим. Владимир (Зорин). Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001, С. 8-15.

6 городов, включая Миры Ликийские (Демре)

Здесь молился святой Николай. Авторский паломнический тур по Ликии