Маленькие пасхальные радости

Дни празднования Пасхи для русского человека были наполнены не только гастрономическими радостями. Хотя вкушение куличей, пасхи, несметного количества крашеных яиц, а также всех прочих яств, предпочитаемых в конкретной семье, составляло важную и весьма существенную часть великого праздника. Но помимо застолья у православных были и другие развлечения.

Михаил Гермашев. Пасхальный колокольный звон

 Все знакомые поздравляли друг друга с праздником, обменивались крашеными яйцами и поцелуями (христосовались). Многие пользовались разрешением звонить в колокола, что в праздничные пасхальные дни разрешалось любому мужчине, и потому над городами и деревнями стоял непрерывный колокольный звон, поддерживавший радостное и праздничное настроение.

Федот Сычков. Игры с яйцами на Пасху
Федот Сычков. Игра в битки

    А детям (да и для многим взрослым) особую радость приносили многочисленные развлечения с пасхальными яйцами. Среди самых популярных было битьё яйц (битки) и катание яиц. В первом случае игроки брали по яйцу и с силой сталкивали их. Побеждал тот, чье яйцо оказывалось целым. Среди любителей этой забавы попадались настоящие профессионалы, которые на глаз умели выбрать яйцо со скорлупой особой крепости и формы, которое легко разбивало яйца соперников, а само долго оставалось нетронутым.

Катание яиц. Пасхальная открытка нач.20 в.

 Вторая любимая яичная забава – катание яиц – требовала дополнительного оборудования. Для этой игры использовали специальный желоб, по которому скатывали яйца. На площадке вокруг желоба раскладывали яйца, сладости и маленькие сувениры. Игроки спускали яйцо по желобу так, чтобы оно задело как можно больше предметов на площадке и осталось целым. Тогда игрок мог забрать все эти приятные мелочи как свой выигрыш.

Федот Сычков. Игра в кучки

  Ещё пользовалась популярностью игра в кучки, когда яйца прятали под кучками песка, и нужно было угадать под какими именно.

Дж. А. Аткинсон. Русские качели. 1800-е»

  На Руси не бывало Пасхи без качелей. Их устраивали для детей в каждом дворе, а для взрослых – на традиционном месте массовых гуляний. Эти общественные качели были излюбленным развлечением молодежи, тем более, что там легко завязывались новые знакомства и складывались пары:

         «… на качелях катаются решительно все. Возле них образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи. Одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующее роль занимают здесь, разумеется, девушки которые без устали катаются с парнями…»

Алексей Саврасов. Хоровод в селе. 1874

 С Пасхи гуляние молодёжи переносится на открытый воздух. Все пляшут, водят хороводы, затевают игры на лужайках, за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улице. Например, выходит на середину лужка добрый молодец-запевало и с помощью других начинает песню, приглашая присоединиться к нему других парней, а потом и девиц. В конечном итоге молодые люди образуют хоровод, который движется то в одну, то в другую сторону под подходящие песни:

…Одна девушка смела

К молодчику подошла,

С парня рубличек взяла,

В караван гулять пошла.

В караване на лужке

Целоваться всем в кружке.

         Итогом действа становились как раз поцелуи, которыми активно обменивались играющие. А в перспективе во время подобных развлечений многие находили себе пару. Так что и от праздничного времяпрепровождения была несомненная польза.

Источник: ЖЖ

6 городов, включая Миры Ликийские (Демре)

Здесь молился святой Николай. Авторский паломнический тур по Ликии