Комментарий к молитве святителю Николаю Чудотворцу

Молитва – великий дар человеку от Бога. Молиться могут и бесплотные силы, которые непрестанно воспевают Творца. Но для человека, который часто не чувствует присутствие Божие в этом мире и Божие попечительство о нем, молитва становится тем средством, через которое выстраивается личная связь с Господом. Именно через возношение ума и сердца в молитвенном обращении человек может обрести твердое убеждение, что Бог есть и что Он всегда рядом.

В Евангелии мы встречаем такие слова: Просите и дано будет вам (Лк.: 11:9). Обращаясь через молитву к Богу с просьбой, христианин верует, что Господь даст ему просимое и полезное его душе. Вместе с этим в Церкви с давних времен имеется традиция обращения к Божию заступничеству не напрямую, а через святых, которые, будучи у Престола Божия, могут о нас ходатайствовать.

Через Предание Церкви до нас дошли многие молитвы святым.

Обратимся к тексту молитвы святителю Николаю Чудотворцу, но сначала расскажем немного о самом святом.

Святитель Николай Чудотворец – один из наиболее почитаемых святых в Восточной и Западной Церквах. Более того, святого почитают и в других религиях, например, в исламе. Он родился в малоазийском городе Патара в середине III века и начал свое служение еще в юности. Будучи благородного происхождения и имея большое состояние, перед тем как принять священство святитель Николай раздал свое имущество бедным. Позже он был избран на пост епископа города Миры в Ликии. Свои обязанности святитель исполнял с огромной ответственностью и преданностью.

Житие повествует о многих чудесах, которые сотворил святой. Так, святитель Николай воскресил упавшего с мачты корабля моряка, а также спасал моряков, которые испытывали трудности в открытом море. Поэтому святого почитают как покровителя путешествующих.

Святитель также оказывал милостыню нуждающимся. Известен случай, когда он помог трем бедным девушкам выйти замуж и сохранить свою честность, тайно принося им мешки с золотом.

Святой Николай всегда заступался за невинных. Однажды он спас трех военачальников, которых приговорили к смертной казни и уже были готовы исполнить задуманное.

Помощь бедным, милостыня, заботливое отношение к людям, покровительство – вот почему в молитвах к святителю Николаю обращаются практически все: О всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех, верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих, скоро потщися и избави Христово стадо от волков, губящих е, и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, труса, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от глада, потопа, огня, меча и напрасныя смерти. И якоже помиловал еси триех мужей, в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и мене, умом, словом и делом во тьме грехов суща, и избави мя гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст ми пожити в веце сем и избавит мя шуйяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

Молитва начинается с обращения к святому Николаю – он именуется пастырем и учителем. Такие эпитеты подчеркивают пастырские заботы святителя и его внимательное отношение к людям.

Святитель был известен своими проповедями и наставлениями, а в 325 году на Втором Вселенском Соборе он обличил Ария, который активно развивал ложное учение о том, что Иисус Христос не равночестен Богу Отцу.

Глагол потщитися в церковнославянском языке означает «постараться», «приложить усилия». Это слово используется в молитве к святителю Николаю Чудотворцу в призыве к нему о помощи в спасении и защите от различных бед и опасностей. В переводе на современный русский язык его можно заменить на «постарайся», «сделай все возможное».

Итак, молящиеся просят святителя Николая постараться помочь им и Церкви Христовой, которая всегда испытывает на себе как внешнее, так и внутреннее давление.

Под давлением извне понимаются различные гонения, общие для всего народа беды, тогда как изнутри Церковь разрушают ложные учения и отсутствие любви между самими христианами.

Поэтому мы призываем святителя Николая избавить Христово стадо от волков, то есть в переносном смысле лжеучителей, еретиков, вообще людей, работающих на разрушение Церкви.

Этот образ дается еще Спасителем во время одной из проповедей: Берегитесь же лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри есть волки хищные: по плодам их узнаете их (Мф. 7:15-16). Иисус Христос так называет лжепророков, которые проповедуют ложное учение о спасении.

Далее идет просьба к святому об умирении того, что окружает Церковь и христианина извне. Мы просим святителя Николая сохранить мир и благополучие, избавить нас от войн, беспорядков и мятежей, голода, напрасной смерти и труса. Последнее слово не совсем понятно.

Церковнославянское существительное трус означает «землетрясение, шторм, буря, сильный вихрь». В тексте молитвы перечисляется целый ряд однородных дополнений, выраженных существительными.

Помимо прочего, христиане молятся об избавлении от землетрясений, то есть о мирной и спокойной жизни.

В тексте молитвы есть отсылки к житию святого. Мы видим, что в молитвенном обращении вспоминается чудесное избавление трех стратилатов (воевод, военачальников) от смерти. Имеется образность: как те три военачальника сидели в темной темнице, так и мы погружаем себя в тьму наших грехов, сами ведем себя к духовной смерти, а не к вечной жизни. Поэтому наше обращение к святителю Николаю в том, чтобы отвести от нас смерть, отменить смертный приговор и помочь нам выйти из темницы грехов на свободу. Ведь, по слову Христа, познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:32). Только в Боге человек обретает истинную свободу, свободу от приверженности греху.

Обратим внимание на то, что выражение напрасная смерть в церковнославянском языке означает внезапную, резкую кончину. Такой смерти не желает христианин, поскольку она только переход в вечность, этап, к которому человек готовится всю свою жизнь. Подходить к нему нужно подготовившись, поэтому молящиеся просят отвести от них внезапную кончину.

Уповая на милость Божию и молитвенное заступничество самого святого, мы просим еще и в веце сем, то есть сейчас, в этой жизни, спокойное, мирное и, главное, безгрешное существование. Мы также верим: после перехода в вечность Господь сподобит нас нахождения от него не по левую (шуйю), а по правую (десную) руку – вместе со святыми праведниками и праведницами, унаследовавшими жизнь вечную.

Источник: Всегда живой церковнославянский

Дорогие братья и сестры!

Вместе мы можем поддержать становление православных общин в Турции