Комментарий к 90-му псалму
После грехопадения и изгнания прародителей из рая жизнь всего человеческого рода наполнена беспрестанными тревогами и страданием. Болезни и скорби – внутренние, враги внешние – невидимые и видимые; опасности, подстерегающие человека в окружающей природе: «Проклята земля за тебя» (Быт. 3:17). Такие слова услышал Адам после своего грехопадения. Вся человеческая жизнь стала беспрестанным поиском защиты и прибежища в бесприютном и опасном окружающем мире. Актуальность данного поиска не пропадает и в наш, казалось бы, безопасный и комфортный век, в который создана иллюзия надежного благополучия. Именно поэтому все люди подсознательно или осознанно тянутся к тому, что может их защитить.
Псалом 90 традиционно считается молитвословием, при чтении которого человек ограждается Богом и защищается от внешнего зла, различных жизненных трудностей, бесовских нападений. К нему с особой любовью и благоговением относятся многие верующие.
Но задумывались ли мы когда-нибудь в чем его сила? Мы, христиане, и должны отличать живую веру, живую молитву от магизма, царящего в язычестве и оккультизме. В языческой практике является нормой, когда, человек, прочитав какую-либо словесную формулу, уверен, что получит желаемое. Такое мировосприятие далеко от мировосприятия христианского.
Магизм часто встречается и в наших действиях, поэтому нам необходимо точно понимать, в чем заключается христианский подход к молитве. Молитва – это живое общение с Богом, а слова псалма – то, что настраивает нас на путь богоугождения, открывает нам различные грани богопочитания, просвещает наши сердца Божественной истиной.
Именно поэтому нам необходимо вникать в слова читаемых молитвословий, а особенно псалмов, через которые мы приобщаемся к миру Божественного Откровения.
Что же отличает 90-й псалом от других богодухновенных текстов Псалтири? Что делает его особенным? Чтобы это понять, необходимо обратиться непосредственно к его содержанию.
Псалом по структуре можно формально разделить на два циклически повторяющихся блока. В первом выражается внутреннее состояние человека – неизвестного героя псалма. Данное стихословие не надписано у евреев. Блаженный Феодорит Кирский предполагает, что царь Давид написал эту хвалебную песнь, когда пророчески прозрел победу благочестивого царя Езекии, уповавшего на Бога, над ассирийским войском. Во втором же блоке говорится о том благе, которое этот человек получает от Бога.
Итак, что же главное во внутреннем состоянии героя, который по Божественной милости становится не доступным для разного рода вражеских нападений и жизненных опасностей?
Нужно обратить внимание на второй стих псалма: «Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на него» (Пс. 90:2). Здесь открывается, что в сердце человека есть твердое упование, он исповедует ее надежду на Бога.
Далее, со следующего же стиха, начинаются яркие, поэтичные и сильные образы, в которых выражаются подаваемые Господом спасительные милости: «Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна. Плещма своима осенит тя, и под криле его надеешися: оружием обыдет тя истина его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится» (Пс. 90:4-7).
В этой части есть несколько церковнославянских слов, которые нуждаются в анализе.
От сети ловчи – то есть от сети ловца. Речь идет не только о сетях видимых врагов, но и о сетях демонских, которыми уловляются души.
Плещи: есть два возможных перевода этого слова на русский язык – плечи и перья, но в греческом тексте стоит μεταφρένοις – то, что лежит позади; спина.
Поэтому более приемлемый перевод – это плечи. Так толкует это место блаженный Феодорит Кирский: «Переносный же образ речи заимствован от тех, которые стоят в передних рядах во время брани, и плечами своими закрывают находящихся позади». Иначе говоря, Бог идет впереди нас и закрывает нас Собой от всякого зла.
Срящ – нападение, случай, несчастие, зараза: в греческом тексте стоит слово συμπτώματος – случай, несчастие.
В стихе седьмом говорится, что герой псалма будет спасен от тысячи и тьмы. Что же такое эта тьма? Тьма – это в церковнославянском языке «десять тысяч». Так комментирует это место архимандрит Иов Гумеров: «Цифры – тысяча и 10 тысяч (тьма) символически означает необыкновенно большое количество нападающих. Однако от всех их защитит Господь праведника».
Блаженный Феодорит в своем толковании на данный псалом замечает: «Сие и было при Езекии; потому что сто восемьдесят пять тысяч Ассириян поражено без воинских орудий».
Далее опять повторяется первый блок, в котором человек в очередной раз исповедует свое упование: «Яко ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое» (Пс. 90:9). Затем снова следует второй.
В конце общее настроение псалма достигает своей кульминации, звучат слова Самого Бога, Который открывает, что избавит, прославит и спасет уповающего на Него: «Яко на мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя мое. Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение мое» (Пс. 90:14-16).
Получается, что главный посыл повествования всего 90-го псалма таков: верующему открывается духовный смысл упования и надежды на Бога. В чем же этот смысл?
В греческом тексте Псалтири на месте слов упование, уповать стоят греческие ἐλπίς, ἐλπίζω. В русском языке их основное значение – надежда, надеяться. Интересно и то, что ἐλπίζω употреблено и в четвертом стихе псалма: «И под криле Его надеешися (ἐλπιεῖς)» (Пс. 90:4).
По какой причине авторы перевода в остальных местах переводили указанное слово, как уповать, а в данном стихе выбрали надеяться, не совсем ясно. Поэтому для лучшего понимания, необходимо рассмотреть оба значения.
Слово упование происходит от старославянского упъвати, пъвати – «надеяться». Слово имеет связь со словацким pevný «крепкий», польским рwа «надежда», реwnу «надежный». Однако нужно сказать, что достоверной этимологии упование не имеет.
В слове надежда этимологический корень dheh- «девать, положить». ср. ст.-слав. деждѫ «кладу». То есть состав следующий – na-dedi̯a от «на» и «деть». Получается, что данные сочетания смыслов говорят о надежде как состоянии, в котором один полагается на другого или на какую-либо силу. Это соответствует состоянию человека, полагающегося на Бога. Праведник видит свое спасение не в себе самом, он полагает надежду не на князей человеческих, «в нихже несть спасения» (Пс. 145:3), а полагает ее в Боге, и в этом его глубочайшее смирение, и духовная мудрость.
Подтверждением тому, что спасение возможно только в Боге, служит один из Евангельских эпизодов: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:25-26).
Итак, 90-й псалом повествует нам не только о временном спасении, но и о вечном (именно поэтому он стоит последним в чинопоследовании шестого часа, который предваряет Литургию). То и другое возможно только в Боге и только с Божией помощью.
Для достижения спасения нам надо учиться уповать на Господа, надеяться и полагаться на Него. Научившись этому, мы водворимся под Его кровом, будем безопасны за Его всесильной спиной, тысячи и тьмы демонов не смогут лишить нас спасения. И тогда мы на своем собственном опыте поймем слова богомудрого апостола Павла, который в послании к римлянам открывает всем христианам: «Надежда не постыжает» (Рим. 5:5).
Источник: Всегда живой церковнославянский
Здесь молился святой Николай. Авторский паломнический тур по Ликии