Как святой Максим Грек жил в изоляции 

Не у всех святых была возможность постоянно молиться в храме. Кто-то уходил в пустынные места, добровольно принимая на себя отшельнический подвиг, но случалось и так, что бывать в храме оказывалось невозможно по причине болезни или, например, ареста. Как же жили святые «в изоляции»? Что давало им силы?

Богослов в заточении. История Максима Грека 

Отрочь монастырь в городе Тверь, март 1543 года. В крохотном окошке полуподвального помещения светится лампадка. Там, в маленькой келье, за столом сидит человек и внимательно читает письмо, приблизив его почти к самым глазам. Лампадка тусклая, а глаза у пожилого монаха уже слабые. Ни одежда, ни черты лица не выдают его греческого происхождения. Дает о себе знать четверть века жизни в России. И 17 лет из них он узник, осужденный за «умышленную порчу» русских богослужебных книг и «еретические» взгляды.

Все эти годы Максим Грек лишен возможности не только посещать храм, но и причащаться, и это для него главная трагедия. Несколько раз писал он прежнему митрополиту Даниилу в попытке защитить свое честное имя, но все было бесполезно. Сыграла свою роль и личная обида митрополита на ученого монаха, посмевшего перечить ему, когда речь зашла о повторной женитьбе великого князя Московского Василия Иоанновича. Первая жена князя, Соломония, не рожала ему детей, и князь Василий надумал жениться на другой — Елене Глинской. Митрополит Даниил перечить князю не привык и благословил всё, что требовалось, — и развод с Соломонией, и насильственное ее пострижение в монашество, и новый брак великого князя… А Максим Грек — известный авторитет, приглашенный с Афона для исправления русских богослужебных книг, в которых накопилось немало разночтений, — возьми да и объяви во всеуслышание эти действия неканоническими…

Когда Даниила сменил митрополит Макарий, мудрый и справедливый наставник молодого князя Иоанна Васильевича IV, греческий инок решил обратиться к нему. Может, новый митрополит снимет с него, уже 70-летнего старика, прещение и позволит причащаться?

Письмо от Макария и читает сейчас преподобный Максим. Тон ответа почтительный¸ но содержание, увы, неутешительное. «Узы твои целуем, — пишет митрополит Макарий, — яко единого от святых. А помочь мы тебе ничем не можем, ибо жив связавший тебя». Прежний митрополит еще имел остатки власти… Пришлось ждать еще восемь лет, прежде чем игумен Свято-Троицкого Сергиева монастыря Артемий смог забрать его к себе в обитель. Там Максим Грек наконец-то получил возможность приступать к Святым Тайнам, а пять лет спустя, в 1556 году, мирно отдал душу Богу.

Можно представить, как тяжело воспринимал обвинение в ереси и отлучение от причастия этот молитвенник и подвижник, несколько лет живший на Афоне. Горькое недоумение сквозит в его произведениях, написанных в попытке оправдаться (например, в «Исповедании Православной веры»). Впрочем, через семь лет после его заточения власти смягчились: монаха не только перевели из Иосифо-Волоколамской обители с ее суровыми порядками в тверской Отрочь монастырь, но и разрешили ему писать. Это было для монаха-ученого так важно, что в первом же из своих сочинений он даже обозначил дату: «Сия словеса сотворил есть инок, в темнице затворен и скорбя… в 7040-е лето», то есть в 1531 году.

Вынужденный затвор преподобного Максима не остался бесплодным. В узах он создал несколько десятков богословских трактатов (об исхождении Святого Духа, о Рождестве Христовом и др.), богослужебных и полемических сочинений, направленных против иноверцев и обрядоверов. Эти труды вышли далеко за пределы монастырских стен, где был заключен Максим; у греческого писателя появились ревностные ученики, в том числе такие известные впоследствии, как Зиновий Отенский (инок новгородского монастыря, автор ряда известных сочинений против ересей), святитель Герман Казанский (просветитель татарского народа, попал у Ивана Грозного в немилость за отказ возглавить московскую епископскую кафедру и за критику опричнины) и князь Андрей Курбский (друг, а затем оппонент Ивана Грозного)… Курбский, например, активно пользовался доводами преподобного Максима против лютеранства.

Разрешив преподобному Максиму писать, власти молчаливо расписались в собственной неправоте. Ведь если бы Максим Грек действительно был еретик, никто бы не позволил так широко распространять его учение.

Источник: ФОМА

Дорогие братья и сестры!

Вместе мы можем поддержать становление православных общин в Турции