Как святая Татьяна поселилась в МГУ и что говорят молодые прихожане храма

Однажды девушка по имени Татьяна не захотела поклониться богу красоты, не желая отказываться от христианской веры. Ее пытали, но следы пыток исчезали с тела, ее бросили ко львам, но те не тронули ее. Как римлянка, казненная императором Александром Севером, стала покровительницей первого российского университета.

В 1837 году митрополит Филарет (впоследствии канонизированный Русской православной церковью) освятил храм в честь мученицы Татьяны при Московском университете (указ о его основании был подписан императрицей Елизаветой Петровной в день памяти святой в январе 1755 года), и Татьянинская церковь сразу стала главным храмом российского студенчества. «Религия и наука хотят быть вместе и вместе облагораживают человечество», — сказал тогда московский святитель. Сюда заходил живший рядом Гоголь, кутавшийся в свою легендарную шинель, чтобы не опознали студенты. Здесь же великого писателя и отпели после смерти.

Фасад храма мч. Татьяны при МГУ.

Не искушай святую!

Во время сессии число прихожан университетского храма всегда увеличивается. «Если пару-тройку билетов ты не смог дочитать, сморило, уснул, и как сможешь, потом помолишься, — святая обязательно поможет, чтобы именно эти билеты ты не вытащил. Но если все наоборот, ты выучил только два билета и имеешь наглость этим утруждать преподавателя, хоть 10 пудовых свечей поставь, ничего не будет», — говорит бывший настоятель Татьянинского храма, первый зампредседателя Учебного комитета РПЦ, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

Татьянин день как день российского студенчества официально отмечается в стране с 2005 года. Но уже к середине XIX века из праздника студентов и профессоров Московского университета Татьянин день фактически превратился в праздник российской интеллигенции. Отмечал его весь город, а легендарный Оливье, по имени которого назван новогодний салат, по совместительству хозяин ресторана «Эрмитаж», отдавал студентам целый зал. По свидетельствам современников, в этот день жандармы, встретив выпившего студента, не трогали его, а предлагали свою помощь. 

«Формальной причиной, конечно, послужило основание университета 25 января — в день памяти святой мученицы Татьяны, и то, что проект университета граф Шувалов преподнес императрице в день именин своей матери, Татьяны. Но то, чтобы святая Татьяна стала покровительницей студенчества в веках и чтобы этот праздник получил такую популярность, — не могло произойти только из-за простой формальности», — считает архимандрит Симеон (Томачинский), проректор Курской духовной семинарии и многолетний прихожанин московского домового университетского храма.

Так, известно, что святая Татьяна была диакониссей — несла социальное служение в Церкви. А этот сан предполагает и духовное просветительство. Возможно, именно поэтому православные верующие считают святую покровительницей образования и наук.

Как французы свет украли

На фасаде храма святой Татьяны, обращенном к Кремлю, написано «Свет Христов просвещает всех». Так было с самого момента его постройки. После революции буквы сбили, но сейчас их снова может видеть любой проезжающий мимо Манежа. Какое отношение эта фраза имеет к образованию? Самое прямое, считает архимандрит Симеон.

«Наш праздник Богоявления, Крещения Господня — это же праздник просвещения в его подлинном смысле. Николай Васильевич Гоголь писал, что просветить человека значит не научить его внешним знаниям, но высветлить его во всех силах, душевных, духовных и нравственных, чтобы он явил в себе образ Христов. Жаль, что впоследствии это слово было украдено французскими просветителями, совершенно в противоположном смысле интерпретировано и, по сути, направлено против религии», — размышляет проректор Курской семинарии.

Наука же, по словам отца Симеона, как и служение Богу, требует самоотвержения, самоограничения и отстранения от себя всех «житейских попечений». Неслучайно, подчеркивает архимандрит, в средневековой Европе университетские преподаватели отказывались от брака ради служения науке.

Новые мученики университета

«В этом году наши изыскания прибавили еще один важный довод, объясняющий, почему именно мученица стала покровительницей университета. Мы составили список из 20 мучеников ХХ века, канонизированных Русской православной церковью — преподавателей и бывших студентов МГУ. Кроме этого, мы знаем о полутора сотнях университетцев, так или иначе пострадавших в годы гонений за веру и правду, казненных, сосланных в лагеря, тюрьмы, отправленных в ссылку».

«Второго такого нет!» Молодые прихожане храма мученицы Татианы при МГУ о том, почему они здесь

В Татьянин день говорим с молодыми прихожанами храма мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова о том, как они пришли Церковь и стали «татьянинцами», чем привлекает их приход кроме молитвы и чего в нем, на их взгляд, не хватает.

«Я стал членом Церкви пять дней назад». Давид Щербаков, проходит альтернативную гражданскую службу:

— Я родился в протестантской семье, всю жизнь ходил в церковь, но долгое время серьёзно веру в Бога не воспринимал. В какой-то момент меня начали посещать мысли о том, что если Бога нет, то и смысла жить — тоже. Меня это очень испугало, я начал анализировать две позиции: атеизм и теизм. Продолжительное время слушал и читал большое количество различной информации, связанной с этой темой, и очень долго сомневался в существовании Бога. После довольно продолжительных поисков я принял решение больше доверять мысли о том, что Бог есть.

Так как все эти поиски проходили в рамках протестантизма, параллельно возник еще один важный вопрос: какая конфессия наиболее верная? К тому моменту, как я утвердился в истинности христианства, у меня возникли вопросы к богословию протестантизма, и невозможность их разрешить привела к мысли о переходе в Русскую Православную Церковь.

В течении всего времени со мной был мой друг Андрей, который является прихожанином храма мученицы Татианы. Благодаря ему я попал в этот храм, стал посещать литургию и участвовать в молодёжных мероприятиях. 20 января отец Игорь Палкин крестил меня в Татьянинском храме, и я стал частью Церкви.

В этом храме мне нравится отсутствие духа законничества, то, что здесь много молодежи и есть возможность для организации разных мероприятий. Также, мне кажется, важно развивать на приходе деятельность, которая могла бы объединять поколения.

«На факультете я случайно увидел парня, который ксерил церковные песнопения» Дмитрий Чурбанов, кандидат физико-математических наук, основатель благотворительного фонда «Люди-Добрые» (ранее — группа волонтёров «Пельмешки на Плешке»):

— В храм я начал ходить в 10 классе. Ни с того ни с сего пришла мысль, что сам крещен, а про Церковь ничего не знаю. Сначала обьездил храмы вокруг дачи, а потом уже прочитал Евангелие и стал регулярно посещать церковь.

Сначала ходил в районный храм (Преображения Господня в Богородском), там тогда не было «молодежки», а хотелось с кем-то познакомиться. Потому увидел на своем факультете МГУ (вычислительной математики и кибернетики), как один юноша ксерил церковные песнопения. Это был учащийся ШДП Ваня Бычков, он мне и рассказал про Татьянинский.

Я давно активно участвую в социальном служении. Думаю, что было бы здорово объединиться с другими группами продвинутых мирян или батюшек, которые зарекомендовали себя на общественном поприще, а также использовать контакты с МГУ через прихожан, которые там работают, чтобы организовывать мероприятия в университете.

«Все началось из любопытства!». Ольга Богданова, кандидат филологических наук, старший преподаватель Института классического востока и античности Высшей школы экономики, редактор журнала «Фома»:

— Знакомство с Церковью, которое сразу перешло в воцерковление, произошло, когда я училась на 1 курсе журфака МГУ. У нас был семинар по истории древнерусской литературы, а так как культура Древней Руси «завязана» на веру, стало очевидно, что у меня тут сплошной пробел. Я решила разобраться, что такое христианство.

Параллельно воцерковлялась моя подруга. Однажды она предложила съездить к ее духовнику, который устраивал чаепития после службы. Батюшка подробно рассказывал о Церкви, моментах духовной жизни и так далее. Он стал и моим духовником и продолжает им быть до сих пор, чему я очень рада и безмерно благодарна Богу.

Примерно в то же время та же подруга заинтересовалась храмом Знамения на Шереметевом дворе. Тогда он еще был на закрытой территории, просто так в него было не пройти. Она задалась целью непременно попасть в эту церковь и «выловить» тамошнего священника. «Ловить» мы стали вдвоем. Не помню уже, кому это удалось, но мы познакомились с настоятелем, отцом Михаилом Гуляевым, и он внес нас в списки тех, кому можно было приходить на службы (помню, они проходили по четвергам). Так как дело было ответственное, я старалась литургии не пропускать. И в какой-то день после службы отец Михаил усадил меня рядом с Юлианой Годик, тогдашним главредом «Татьянина дня», положил нам полную тарелку бутербродов и сказал: «Так, ты с журфака и ты с журфака — давайте, знакомьтесь!».

Это был 2006 год. Чуть ли не в тот же день я пришла на собеседование в редакцию «ТД», которая находится в храме мученицы Татианы, и меня взяли как автора рубрики «Календарь». Я готовила небольшие материалы про церковные праздники, что очень способствовало моему погружению в историю Церкви. Иногда приходилось «зацеплять» литургическую тематику. В какой-то момент рубрику высоко оценил настоятель храма отец Максим Козлов, мы познакомились, а параллельно я «переключилась» на репортажи и интервью — преимущественно с церковными учеными и священнослужителями. По воскресеньям ходила на литургию туда, где служил духовник, а по будням была в Татьянинском храме как сотрудник редакции. Так за семь лет я прошла путь от автора до ответственного секретаря «ТД», познакомилась со многими прихожанами, а сам храм стал для меня по-настоящему родным местом.

Мне всегда нравилось в Татьянинском храме то, что священники и миряне были вместе, с должным почтением к сану, но без ненужных преград и дистанций. Мне нравилось, что есть часы приема духовенства, так что можно прийти и поговорить о том, что важно, без спешки. Это было большим подарком в годы воцерковления: вопросов было много, а знающие и образованные священники — рядом.

Нравится и само здание: оно рядом с моим факультетом, к тому же в самом центре Москвы (можно было честно сказать, что я работаю напротив Кремля). Нравится и паркетный пол, и многие иконы, в том числе связанные с МГУ, и большой актовый зал, который позволяет и во время служб не толпиться, и организовать всякие мероприятия.

Еще для меня всегда была важна связь храма с Московским университетом. Думаю, это уж точно уникальный момент: второго такого храма нет! Ну, по крайней мере, не было до последнего времени 

При подготовке материала были использованы следующие источники: https://ria.ru/20180125/1513266494.html, https://taday.ru/alma-mater/vtorogo-takogo-net-molodye-prihozhane-hrama-sv-mcz-tatiany-o-tom-pochemu-oni-zdes/. Фото: Liveİnsk.ru, Татьянин день, st-tatiana.ru.

6 городов, включая Миры Ликийские (Демре)

Здесь молился святой Николай. Авторский паломнический тур по Ликии