Как христианам относиться к землетрясениям?
Пережившие масштабное землятресение в Турции в февраля 2023 года христиане и в Турции и за ее пределами задают себе вопрос: «Как и почему происходят такие вещи?» и ищут ответы в исторических источниках и современных делах.
6 февраля 2023 года на юго-востоке Турции произошло сильнейшее землетрясение. Более 50 000 человек погибли, 100 000 были ранены. Почти два миллиона человек были эвакуированы. Спасатели под завалами смогли найти 8 тысяч человек живыми. От землетрясения пострадали не менее 13, 5 миллионов человек.
За этими цифрами – масштабная трагедия, и христиане и в Турции и за ее пределами задают себе вопрос: «Как и почему происходят такие вещи?». Попытаемся найти ответы в истории Византии, а потом снова вернемся в современность.
Как относились к землетрясениям в Средние века?
Для начала немножко теории. В средние века главным источником исторических сведений о мире были летописи или хроники. Их основу составляли «погодные записи». В Византии и Древней Руси даты считались «от сотворения мира». Чтобы получить привычный нам год от Рождества Христова, нужно из даты летописи вычесть 5508 лет. Саму историю средневековые авторы тоже вели от сотворения мира или от потопа, поэтому что в «Повести временных лет» (самом известном сборнике древнейших русских летописей, который стал основой для позднейшего летописания), что в византийских текстах все начинается с сотворения мира.
Кроме того, летописец мог написать, что такое-то событие могло произойти в такой-то год правления византийского императора или князя, при дворе которого творил средневековый историк. Римляне еще считали время по консульствам (В такой то год правления консула такого-то), а византийцы считали себя истинными наследниками Рима.
И византийские, и древнерусские авторы рассматривали землетрясение как проявление «гнева Божия». Вот, например, отрывок из 17 книги «Хроники Иоанна Малалы» об Антиохийском землетрясении в мае 526 года, когда в Сирии погибло 250 000 человек:
«На седьмой год его (византийского императора Юстина – А.З.) царствования, в месяце мае[, Антиохия Великая претерпела от Божьего гнева пятое ее бедствие в консульство Оливрия. В то время был такой великий страх Божий, что [люди], оказавшиеся погребенными в земле под домами, стали гореть, и искры огня появились из воздуха; они жгли, словно молнии, [всякого], кого находили. Разверзлось основание земли и закипело, горели фундаменты, сотрясаемые колебаниями земли, и превращались в пепел, так что огонь был под ногами у бегущих. И можно было видеть страшное и необычайное зрелище: огонь, извергающий ливень, [словно] ливень из страшных печей, пламя, льющееся дождем, — и этот дождь, вспыхнувший как пламя, истреблял кричащих из-под земли [людей]. Из-за этого Антиохия стала пустынной; ибо не осталось домов, кроме тех, что у горы. Не сохранилось ни святого храма для молитвы, ни монастыря, ни какого другого неразрушенного святого места, ибо все полностью обрушилось, а Великая церковь Антиохии, построенная императором Константином Великим, когда возник Божий гнев и все рухнуло до основания, стояла два дня»
Обратите внимание, описание бедствий даны не для того, чтобы «пощекотать нервы» читателю. Главная задача автора – показать проявление Божьего гнева – разрушаются дома и даже православные храмы, но вместе с тем средневековый хронист всега оставлял место для проявления милости Бога во время катастрофы. Вот продолжение записи: «Были явлены и некоторые другие чудеса человеколюбивого Бога: беременные женщины через 20 и даже 30 дней были подняты из руин здоровыми, а многие, родив под землей, невредимыми вышли с младенцами [на поверхность] и выжили вместе со своими детьми. Другие дети таким же [чудесным] образом были спасены через 30 дней. И случились многие еще более грандиозные события. На третий день после этого бедствия явился на небе среди облаков честной Крест над севернойчастью города, и все заметившие его в течение целого часа оставались [недвижными], плача и молясь».
Такие же чудеса происходили и во время последних событий в Турции и Сирии, когда спасатели через несколько дней, а то и неделю, находили живых людей под развалинами домов.
Подобным же образом описывалось и страшное землетрясение в Константинополе в октябре 740 года. Вот отрывок из «Хронографии Феофана Исповедника»: «В сем году, двадцать четвертом царствования Леона тирана и самого преступнейшего сириинина в Дамаске сожжены площади с лавками от жителей Иеры, которые были повешены, а в январе месяце случилось наводнение в Эдессе. В том же году случилось великое и страшное землетрясение в Константинополе 28 числа октября, 9 индиктиона, в четвертый день недели, в восьмом часу, от которого пали церкви и монастыри и погибло много народа. Тогда же у врат Атала пала статуя великого Константина вместе с вратами Атала, и статуя Аркадия, воздвигнутая на столбе Ксиролофа, и статуя великого Феодосия на златых вратах, и стены градские со стороны сухопутной, и во Фракии грады с окрестностями, и Никомидия в Вифинии и Пренест и Никея, в которой сохранилась только одна церковь. Море в некоторых странах выбежало из пределов своих, и землетрясение продолжалось двенадцать месяцев… По римскому счету это случилось в 6248 году от Адама, по египтянам и александрийцам в 6232, со времени же Филиппа Македонского в 1063 году».
Посмотрите, как Феофан связывает бедствия с нечестием правителя. Речь идет об иконоборце и византийском императоре Льве III Исваре. Феофан почитал святые иконы и связал бедствия, обрушавшиеся на империю, с гонениями на иконопочитателей. Для большей достоверности своего сообщения Феофан дает различные датировки события. (От Адама – от сотворения мира. Византия и Александрия по разному считали эту дату. Римский счет – это Византия. 6248-5508=740 год от Рождества Христова). Кстати, иногда землетрясение служит для «сокрытия» святых мест. Озеро, где мучались от холода 40 севастийских мучеников, высохло из -за землетрясения. Правда, Павел Алеппский в XVII веке считал, что озеро вытекло из -за того, что Тамерлан разрушил стены города Севастия, в озеро перестала поступать вода, оставшаяся вода из озера ушла, и оно высохло естественным путем.
Как на землетрясения отзывалась Церковь?
Короткий ответ: постом и молитвой. «Трисвтое» -один из самых известных православных гимнов услышал мальчик в 438-439 году в 3 часа дня за 20 дней до Пасхи во время сильного землетрясения. Когда христиане вместе с патриархом стали петь этот гимн, землетрясение мгновенно прекратилось. Уже описанное землетрясение 740 года в Константинополе есть в церковном календаре. В память об этом событии были написаны тропарь, кондак и молитва. День памяти — 8 ноября по новому стилю.
Святитель Иоанн Златоуст очень точно описал, как должны относиться к землетрясению люди, его пережившие: «Когда происходило землетрясение, я размышлял сам с собою так: где хищничество? где любостяжание? где могущество? где высокомерие? где господство? где угнетения? где разграбления бедных? где тщеславие богатых? где власть начальников? где угрозы? где страхи?
Одна минута времени — и все расторглось легче паутины, все это расстроилось; и был плач в городе, и все бежали в церковь.
Подумайте, что было бы с нами, если бы Богу угодно было все ниспровергнуть. Говорю это для того, чтобы постоянно жив был в вас страх от случившегося и укреплял умы всех».
А теперь мы возвращаемся в современность.
Что нужно жертвам землетрясения?
При чтении новостей кажется, что землетрясение – это разовая катастрофа: один раз произошли толчки, а потом люди помогают другим людям. Но на самом деле ситуация еще страшнее. Светлана – волонтер, которая с февраля помогает жертвам стихии в Антакье и Хатайе рассказывает, что ночью до сих пор приходится спать на улице, опасаясь новых толчков. При этом Светлана и другие неравнодушные люди помогают, чем могут: «Нас 12 человек, мы собираемся в здании местной школы: раздаем гуманитарную помощь, помогаем детям, взрослым, беременным женщинам и мамам с младенцами. С детьми мы играем и рисуем. Дети вообще прекрасно чувствуют людей, не смотря ни на какие языковые барьеры. Поэтому очень важно сделать так, чтобы человек чувствовал, что ты разделяешь его боль. Вообще основное правило помощи людям сформулировано в Евангелии «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой» .
Вместе мы можем поддержать становление православных общин в Турции