Иоанн Русский – парадоксальный, деликатный святой

Так получилось, что за редким исключением мне не близок опыт мучеников и исповедников.

К мученичеству или исповедничеству невозможно кого -то призвать. Этому нельзя научить, у мучеников по понятным причинам не может быть учеников, а сам этот подвиг больше напоминает сочетание экстремальных событий, чем спокойный и осмысленный выбор человека. Сложно оставаться рассудительным и добрым, если тебя жарят на костре или растягивают суставы на дыбе.

Но есть один исповедник (исповедниками называют людей, которые претерпели муки и оскорбления за Христа, но остались живы), чей подвиг, мне кажется, я могу понять, хотя жизнь этого святого состоит из странных противоречий с точки зрения современных реалий.
Иоанн Русский родился в самом конце XVII века на территории современной Украины, но был русским воином, который вместе с Петром I расширял границы страны. Во время неудачной битвы за Азов в 1711 году он попал в плен к туркам, которые заставляли его принять ислам.
Кстати, мне всегда казалось глупым мучить и оскорблять человека, чтобы заставить его сделать то, что хочет гонитель. Понятно, что под пытками любой из нас может перейти на сторону врага, рассказать важную информацию или отречься от веры и принять другую, но где гарантия, что он не сделает это снова, как только представится возможность, и разве человек, ставший мусульманином или отрекшийся от Христа из страха за свою жизнь, станет добрым и истинным последователем новой религии?

И вот чем мне близок опыт святого Иоанна Русского. Он не отрекся от Христа, не стал проповедовать мусульманам христианство или обличать их, а стал спокойно и добросовестно служить своему новому хозяину и его семье. Постепенно отношение к Иоанну среди мусульман улучшилось, и ему даже удалось передать хозяину блюдо с вкусным пловом в Мекку (сам Иоанн жил на территории современной Турции). Дело было так. Хозяин и глава семьи совершал хадж в Мекку, а его семья сделала вкусный плов и собралась за столом. Кто-то сказал: «Жалко, что хозяин не сможет поесть этот плов с нами, он так любит это блюдо». Святой Иоанн, который прислуживал на обеде, сказал: «Дайте мне этот плов, я передам его хозяину». Все подумали, что Иоанн шутит, хочет съесть плов сам или раздать бедным, но просьбу выполнили, а потом вернувшийся хозяин рассказал, что в Мекке в своей закрытой комнате он нашел медное блюдо с пловом в закрытой комнате, с удовольствием его съел, а блюдо привез домой и показал близким.

Это очень человеческое чудо. Не пафосное, не громкое, а именно человеческое. Христос накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками (Кстати, Юлия Латынина в своей книжке про Евангелие писала, что ничего особенно в этому чуде нет, и любой человек может себе позволить оплатить такую закуску. Мы тогда с друзьями посчитали, что два бутерброда с рыбой и бутылка воды, если из покупать не в кафе, а оптом обойдется рублей в 200-300. Желающие могут умножить эту сумму на  пять тысяч, и узнать, какие доходы у Юлии Латыниной были несколько лет назад), а святой Иоанн «просто» передал хозяину блюдо с любимой едой.

Мне кажется, в современном мире нам очень не хватает таких простых проявлению любви: позвонить пожилым родителям, помочь бабушке на улице, сказать добрые слова близким. В нашем неспокойном и быстром мире такие вещи редки.
Кстати, святой Иоанн прожил всего сорок лет, перед смертью причастился Святыми Дарами, которые были спрятаны в яблоке. Мне нравится эта деликатность святого. Часто у нас сейчас проповедуется какое-то нарочитое православие: детей призывают крестить еду в школьном буфете или отказываться от сосисок Великим постом в гостях или в столовой. Часто православного можно узнать по особой одежде в духе юбка в пол и выражению лица: «Кругом враги», а человек, который реально пострадал за Христа, принимает правила игры в чужой стране и старается ничем не выделяться и не обижать даже тех людей, которые взяли его в плен и поначалу били и оскорбляли.

90 процентов христиан, включая меня самого, непременно бы отыгрались при случае. У святого такой шанс был. Его хозяин стал важным человеком и мог бы помочь и Иоанну сделать карьеру, но Иоанн Русский не стремился к власти и богатству. Жил просто и скромно и умер молодым. После смерти хозяин устроил Иоанну знатные похороны, в 1927 году после многих приключений мощи святого оказались в Греции в Прокопионе на острове Эвбея, где сейчас есть храм в честь святого.
Прочитав историю посмертных чудес святого, я поразился, насколько близок мне опыт тех чудес, которые Бог совершает по молитвам святого Иоанна Русского.

Я работаю в благотворительных фондах с 2016 года, до этого еще в 90-е был волонтером в Российской детской клинической больнице в Москве. Тогда со всей страны люди везли своих детей на лечение в РДКБ. На местах не могли вылечить многие формы детской онкологии, которые чуть получше лечились в Москве. Сейчас в благотворительные фонды обращаются за помощью люди бедные или доведенные до отчаяния тяжелой болезнью ребенка. Бедные мамы хватаются за любую соломинку и даже иногда теряют драгоценное время, пытаясь вылечить, например, тот же рак у всяких шарлатанов, обещающих исцеление даже на поздних стадиях онкологического заболевания. А потом они пишут в фонды и пытаются спасти почти безнадежного ребенка с IV стадией опухоли, когда уже метастазы идут по всему телу. Поверьте принимать такие звонки или читать такие письма необычайно тяжело. К чему я это все рассказываю. Почти половина современных и задокументированных чудес по молитве святого Иоанна Русского – это тяжелые формы онкологии или других неизлечимых болезней. Вот, например, простая деревенская бабушка приехала на молебен к мощам святого и в знак благодарности за исцеление оставила у мощей святого свою палочку, с которой ходила 20 лет. Как человек, сам ходящий с палками, могу сказать, что оставление палки — это акт огромной веры. У меня как-то случайно сломалась палка в дороге. Так вот я кое-как добрел до работы и сидел там, пока мне из аптеки не привезли новую. Потому что я не могу без них ходить. Я прекрасно представляю себе чувства той старушки, которая снова смогла ходить без палок. А еще я ловлю себя на мысли, что у меня нет такой веры, и что я не готов был бы оставить свои палки у раки с мощами даже в случае исцеления. Поэтому, кстати, я не могу похвастаться тем, что исцелился по молитве к какому-то святому или у его мощей. Но я верю, что такие чудеса бывают и рад за тех, с кем они произошли.

И описанное выше чудо с бабушкой – самое «слабое» из тех, что происходили во второй половине ХХ века у мощей или по молитве Иоанна Русского. Все эти случаи записаны и задокументированы. Исчезновение злокачественных опухолей по молитвам к святому. Успешная операция при опухоли мозга. Кстати, последнее чудо мне особенно нравится. Нам иногда кажется, что чудо должно происходить мгновенно и без вмешательства человека, но успешный финал тяжелой операции или правильно и вовремя поставленный диагноз или получение бесплатно дорогого препарата для лечения рака – не меньшее чудо чем мгновенное исцеление по молитве святого.
Даже после смерти святой Иоанн Русский остается чудотворцем «скромным» и «незаметным». И, кстати, это тоже важное качество для работника благотворительного фонда и для всех, кто помогает людям или, наоборот, нуждается в помощи, и жизнь, и посмертные чудеса Иоанна Русского — это гимн благодарности. И эта тема мне очень близка. Не секрет, что люди, которые просят о помощи, часто забывают поблагодарить других. По работе в благотворительных фондах я знаю, как тяжело бывает от некоторых людей получить письмо с благодарностью для жертвователей или документы на присланные нужные вещи, купленные фондом на деньги жертвователей. Люди не любят вспоминать, как были в трудной ситуации, как были зависимы от других, и поэтому стараются как можно быстрее забыть такое прошлое, а иногда и людей, которые помогли им справится с трагедией. Поскольку я погружен в такие истории (благодарности и забывчивости), мне очень близок и опыт людей, обращавшихся за помощью к святому Иоанну Русскому, и его деликатность (сам я, к сожалению, ее лишен во многом), и чувство благодарности, возникающее после решения проблемы.

Закончить я хочу очень странным пожеланием. Я надеюсь, что большинство читателей никогда не будут нуждаться в чудесах святого Иоанна Русского, но, если все-таки в дом придет беда, верю, что Бог по молитвам к этому святому поможет выйти из беды с минимальными потерями.
И последнее, профессиональный совет от сотрудника благотворительного фонда. Если будете молиться об исцелении святому Иоанну Русскому или другому святому, не забывайте о важности своевременного обращения за помощью к врачу, консультации у нескольких врачей и соблюдения их рекомендаций. Бог и святые не «обидятся» на нас за послушание докторам, это не помещает молитве, а вот время на борьбу с болезнью вы точно не упустите.

Дорогие братья и сестры!

Вместе мы можем поддержать становление православных общин в Турции