«Главнейшая задача миссий РПЦ — духовное окормление соотечественников»

Как известно, в системе государственной власти внешней политикой, в том числе работой с соотечественниками, занимается Министерство иностранных дел и подведомственные ему организации. С российскими соотечественниками работает и Русская Православная Церковь, в которой есть свое «министерство иностранных дел».

Подробнее об этом в интервью порталу «Русский век» рассказал секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Сергий Звонарёв.

Если ОВЦС сродни МИД, то есть ли в нём подразделение, которое занимается связями с соотечественниками,  проживающими за рубежом?

Таковым является секретариат по делам дальнего зарубежья, который мне поручено возглавлять. В рамках работы секретариата развивается целый ряд направлений внешней церковной деятельности, в том числе, поддержка  соотечественников, чему мы стараемся уделять большое внимание. Святейший Патриарх Кирилл после своего избрания на патриарший престол, встречаясь с руководством и сотрудниками Отдела внешних церковных связей, обозначил необходимость систематизации и углубления церковной работы с соотечественниками. Это не значит, что ранее не осуществлялось взаимодействия Церкви с соотечественниками, но оно не было поставлено на концептуальную основу. За истекшее время нам удалось накопить определенный опыт, который, как мы надеемся, полезен как Церкви, так и соотечественникам.

Кто они, на ваш взгляд, зарубежные соотечественники?

 По оценкам специалистов, отечественная диаспора за рубежом составляет порядка 30-35 миллионов человек. Более половины из них проживают в странах ближнего зарубежья. Однако община соотечественников неоднородна. Во-первых, они в разном количестве присутствуют в разных странах. Например, порядка 4 миллионов человек проживают в Германии, столько же в Соединённых Штатах Америки. Большая диаспора в Израиле. Но есть страны, в которых наши соотечественники весьма малочисленны. И таковых большинство в мире. Во-вторых, соотечественники представлены разными волнами эмиграции, образовательным уровнем, а, следовательно, социальным статусом, религиозной принадлежностью и гендерным составом.

Соотечественники в Турции на богослужении в Мирах Ликийских (Демре) в день памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря.

Ментальность наших соотечественников и их отношение к Родине также различны. Много в числе эмигрантов людей, искренне любящих землю своих предков. Как правило, их отцы и деды вынужденно покинули Россию (как было после революционных событий 1917 года). Такие люди бережно хранят веру, богатое культурное наследие своего народа. Но есть и другие, кто хотел бы как можно скорее позабыть своё прошлое, разорвав связи со страной происхождения. С таким феноменом можно столкнуться в среде эмигрантов из республик бывшего Советского Союза. Испытав разочарование в советской действительности, часто стесняясь своего советского прошлого, они стремятся как можно быстрее натурализоваться на чужбине. Следствием этого становится прекращение использования родного языка уже в общении со своими детьми, часто принятие другого вероисповедания. Такая модель поведения ведёт к полной ассимиляции.

Соотечественники на памятном мероприятии, которое было посвящено Андрею Геннадьевичу Карлову, в здании мэрии Демре. Конференция организована Русской Православной Церковь (Московский Патриархат) в Турецкой Республики.

Многочисленна ли паства Русской Православной Церкви среди соотечественников за рубежом?

 Трудно подсчитать количество верующих среди соотечественников. Тем более, что не все верующие в зарубежной диаспоре принадлежат Православной Церкви,  среди них есть мусульмане, иудеи, буддисты и представители других религий. Однако представляется, что община наших соотечественников, проживающих за рубежом, отражает ситуацию с вероисповедным составом общества на Родине. Например, в России, по данным социологов, к Православию относят себя более 70 % граждан. Думаю, что такие данные вполне применимы и к российской диаспоре.

Чтобы Россия оставалась подлинно суверенной и свободной страной, нашим соотечественникам за рубежом нужно сплотиться как никогда, считает патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Русская Православная Церковь считает соотечественниками не только выходцев из России, проживающих за границей, но и украинцев, белорусов, молдаван и представителей других народов, окормляемых Московским Патриархатом, составляющих его паству. А потому и число верующих за рубежом для нас складывается не только исходя из официальных данных российских государственных учреждений. Так, Русская  Церковь  собирает под сводами храмов и молитвенных домов за границей  представителей различных национальностей, объединённых  принадлежностью к русскому Православию.

Какую помощь заграничные учреждения за рубежом оказывают нашим соотечественникам?

 Хотел бы начать с того, что главнейшей задачей для приходов, монастырей и миссий Русской Православной Церкви является духовное окормление и просвещение верующих, на постоянной  или временной основе пребывающих в той или иной стране. Легко понять духовную жажду наших братьев и сестёр, оказавшихся в условиях, далёких от привычного в родной стране уклада жизни. Иной менталитет коренного населения, отношения между людьми, традиции заставляют наших соотечественников искать возможности выражения того, что составляет их идентичность, а именно —  веры, родного языка и культуры. Возможность участвовать в богослужении, обращаясь к Богу в молитве на понятном языке, исповедовать священнику  сокровенное, используя родную речь, а также внебогослужебного общения с другими верующими привлекает наших соотечественников в храмы, является для них духовной поддержкой.

Представители общины Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Анталье, посетили семьи российских граждан, дети которых проходят лечение в онкологическом центре Турции.

В то же время мы рассматриваем наши загранучреждения и как места, где соотечественники могли бы получить необходимую помощь для адаптации к местным условиям проживания. Попадая в новую среду обитания, люди нуждаются не только в советах, но и в реальной помощи в вопросах устройства детей в школу, найма жилья, правовой поддержке, содействия в изучении местного языка. Конечно, может быть не каждый приход в силах оказать комплексную помощь, но среди прихожан обязательно найдутся люди, которые так или иначе сталкивались с этими проблемами и могли бы содействовать своим ближним.

Мы стремимся к тому, чтобы приходы были теми местами, где человек мог бы поддерживать свою связь с Родиной через язык и культуру. На наших зарубежных приходах проводятся культурные мероприятия, отмечаются праздничные даты из отечественной истории, которые позволяют людям сохранять свою самобытность. В некоторых из них можно найти программы преподавания русского языка для соотечественников. В первую очередь, они рассчитаны на подрастающее поколение, которому тяжело сохранить русский язык в иноязычной среде.

Приходы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) из Антальи и Аланьи участвуют в благотворительной рождественской ярмарке в Аланье. Мероприятие посетило 5 тысяч человек.

Чем, по вашему мнению, для соотечественников, проживающих за рубежом, является Церковь?

Как отмечалось выше, соотечественники разные, их отличает  разное отношение к жизни, религии, вере как таковой. Поэтому взгляды соотечественников на Церковь, духовную традицию тоже могут быть различными. Русская Церковь, осуществляя миссию своего служения за рубежом, ориентируется на тех, кто открыт ей. Но даже в отношении тех, кто пока не может идти ей навстречу, она готова рассказать о своей многовековой истории и особенностях Православия, о том, как вера помогает человеку жить и выжить в порой очень непростых условиях. Часто человек, покидая Родину, не предполагает, что вера для него окажется насущной необходимостью, чего он не чувствовал ранее. Я сталкивался с такими жизненными примерами, и по своему пастырскому опыту могу сказать, что человек, будучи не особенно  церковным, покинув пределы Отечества, на расстоянии многих тысяч километров от него вдруг реально ощущал, что в нем просыпается тяга к духовной культуре предков.

Церковь помогает человеку утолить духовную жажду. В молитве он черпает силу, чтобы преодолеть острую тоску по Родине. Не предать или забыть ее, но научиться бережно хранить память о ней, делиться ею с другими. Однако ощущение Отечества не должно быть только воспоминанием о прошлом, оно также предполагает заботу о настоящем и будущем родных  страны и народа.

Как бы вы определили основы Русского мира?

Русский мир – это великое сообщество: историческое, духовное, культурное, которое  является таковым ровно до тех пор, пока сохраняется стремление к отечественной религиозной традиции. Если Русский мир потеряет свои духовные корни, то он может выродиться в бутафорию и стать  безликой декорацией. Народы, проживавшие на историческом пространстве России, в числе которых русские, украинцы, белорусы и другие, всегда сохраняли свою идентичность и родство благодаря культуре Православия, обогащавшей язык, вдохновлявшей творцов великих произведений искусства.

Рождественский концерт в Духовно-просветительском центре Московского Патриархата в Анталье

Можно сказать, что вера, культура и язык являются основными скрепами Русского мира. Без сохранения этих скреп не может происходить интеграции и консолидации диаспоры наших соотечественников. У людей будут другие ценности: успешный бизнес, здоровье, политическая  карьера, интеллектуальные личностные достижения. Всё перечисленное разбивает соотечественников на отдельные атомы. Задача же Церкви, государства и общества заключается в том, чтобы укрепить связующие нити между людьми, помочь протянуть их от многовекового духовного и культурного достояния к конкретному человеку.

Вячеслав Ткачев

По материалам Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих зарубежом.

Дорогие братья и сестры!

Вместе мы можем поддержать становление православных общин в Турции