Феофан Грек
Феофан Грек приехал на Русь из Византии, когда ему было около 30 лет. Еще при жизни современники называли иконописца «отменным живописцем» и «преславным мудрецом». Он создавал фрески для православных храмов, писал иконы, оформлял дома князей и иллюстрировал книги.
«Великий византийский эмигрант»: Феофан Грек в Новгороде
Феофан Грек родился в Константинополе, столице Византийской империи, около 1340 года. Он начал заниматься иконописью в середине XIV века и к 1370-м годам, по словам древнерусского писателя Епифания Премудрого, украсил «более сорока различных церквей каменных». Художник расписывал храмы в Константинополе, Халкидоне, Галате и других крупных городах Византии. Однако византийские работы живописца не сохранились.
В 1370-х Феофан Грек поселился в колонии Генуэзской республики — городе Кафа (сейчас — Феодосия). Там было больше заказов для художников, чем в Византии. Из его работ этого периода сохранились фрески в храме Дмитрия Солунского.
Еще через несколько лет живописец переехал в Новгород (сейчас — Великий Новгород). Там он и получил свое прозвище — Грек, или Греченин, которое ему дали из-за происхождения. Искусствовед Виктор Лазарев писал о тех временах: «В Новгороде появился выдающийся живописец… Феофан Грек. Он был одним из… великих византийских эмигрантов. <…> Нищавшая Византия была уже не в состоянии обеспечить работой своих многочисленных художников. К тому же политическая и идейная обстановка все менее благоприятствовала подъему византийского искусства».
В 1378 году по заказу новгородского боярина Василия Машкова Феофан Грек расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице
. В Новгородской летописи писали об этом: «В лето 6886 (в 1378 году. — Прим. ред.) подписана бысть церковь Господа нашего Иисуса Христа, на Ильине улице… а подписывал мастер Греченин Феофан». Сохранились фигура Богородицы на южном алтарном столбе, фрески Троицкого придела, орнаменты на стенах.
Дошло до наших дней и центральное украшение храма — погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Одной рукой он благословляет, а в другой держит книгу. Портрет обведен рамкой, внутри которой Феофан Грек расположил строки из Псалтыри: «Господи, из небеси на землю призри, услышати воздыханья окованных и разрешити сыны умерщвленных, да проповедает имя Господне в Сионе». Вокруг Спаса, на барабане церкви, изображены ангелы и серафимы.
В оформлении церкви Спаса Преображения Феофан Грек использовал только два цвета — охру и белила, что было нетипично для храмовых росписей тех лет. От иконописных традиций живописец отошел и в композиции. Многие фигуры Феофан Грек изобразил по кругу, намеренно отказавшись от острых углов. Искусствовед Михаил Алпатов писал: «В церкви Спаса все формы закругленные, почему созерцание их дает глазу особую отраду». На фресках Феофан Грек сделал акцент на лицах святых. Их он изобразил реалистично, тщательно выписал детали. Часть образов живописец писал с новгородских отшельников.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице сильно пострадала из-за трех пожаров в 1388, 1541 и 1696 годах. Воздействие огня и высокой температуры изменило первоначальный цвет фресок, сделало их более контрастными.
В конце 1370-х у Феофана Грека появились ученики. Его манере подражали художники, которые расписывали церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Федора Стратилата на Ручью. На новгородской иконе «Отечество» неизвестного живописца скопированы серафимы с фресок в церкви Спаса Преображения.
«Среди иконописцев отменный живописец»: Феофан Грек в Москве
Работы Феофана Грека 1380-х годов не сохранились. По письму Епифания Премудрого игумену Афанасьева монастыря Кириллу Тверскому известно, что в это время иконописец расписывал храмы в Нижнем Новгороде. Там же он реставрировал пострадавшие от набега монголо-татар церкви. Работал живописец в Коломне, Серпухове.
В начале 1390-х Феофан Грек переехал в Москву. Епифаний Премудрый писал: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукою расписал много различных церквей каменных в разных городах».
В эти годы Феофан Грек расписал стены в доме князя Владимира Храброго, двоюродного брата Дмитрия Донского, оформил его терем «невиданною и необыкновенною росписью». Занимался живописец и украшением храмов. Вместе с иконописцем Симеоном Чёрным и учениками он расписывал церковь Рождества Богородицы на Сенях. По заказу московских князей Феофан Грек оформил собор Святого Архистратига Михаила, который был разобран в 1505 году по указу Ивана III. В 1405 году Феофан Грек вместе с художниками Андреем Рублевым и Прохором с Городца украсил фресками храм Благовещения на Царских сенях (сейчас — Благовещенский собор Московского Кремля). Для этой церкви он изготовил группу икон с изображением Христа. Эта работа стала первой, фигуры на которой изображены в полный рост.
Иконы и иллюстрации Феофана Грека
Кроме оформления храмов Феофан Грек занимался книжной графикой, писал иконы. По мнению Михаила Алпатова, для московского боярина и дипломата Федора Кошки он проиллюстрировал Евангелие. Иконописец нарисовал буквицы в начале каждой из глав, орнаменты по краям страниц, заставки с изображением животных. Авторство Феофана Грека не подтверждено, однако документ датирован 1390-ми годами, когда художник уже жил в Москве. Иллюстрации выполнены в характерной для живописца творческой манере: он использовал четко очерченные границы фигур, яркие и контрастные цвета.
Феофана Грека считают автором иконы Донской Божией Матери. На ней изображена Богоматерь, которая держит на руках младенца Христа. На обороте иконы помещен другой сюжет — Успение Богородицы. По легенде, именно это изображение Божией Матери передали князю Дмитрию Донскому казаки накануне Куликовской битвы в 1380 году. В «Историческом описании московского Донского монастыря» археолога Ивана Забелина написано: «Донския казаки, уведав о пришествии… князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли… и сей Пречистыя Богоматери образ в дар… Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству… вручеща (вручили. — Прим. ред.)». По данным современных исследований, икону написали позднее — в 1390-х Феофан Грек, один из учеников его школы или другой византийский иконописец. На это указывает высокое мастерство работы, проработанность образа.
Первоначально икона Донской Божией Матери могла быть написана для Успенского собора Коломны в 1392 году, а затем перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Оттуда в казанский поход 1552 года ее забрал царь Иван Грозный IV. В 1680-х князь Василий Голицын взял эту икону на Русско-турецкую войну. Сейчас изображение Донской Божией Матери хранится в Третьяковской галерее.
Долгое время Феофана Грека считали автором храмовой иконы Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, которая известна под названием «Преображение». Однако исследователи из Третьяковской галереи установили, что живописец не писал ее: автор использовал нехарактерные для Феофана Грека яркие цвета. Точная дата смерти Феофана Грека неизвестна. Он умер между 1405 и 1415 годом в одном из городов Московского княжества.
Вместе мы можем поддержать становление православных общин в Турции