Европейские доспехи из арсенала Святой Ирины в Стамбуле
После падения византийской столицы Константинополя в 1453 году османский султан Мехмед II, Завоеватель, приказал построить дворцовый комплекс на холме с видом на город и Босфор (Топкапы Сарай). На его территории находилась византийская церковь, известная как церковь Святой Ирины (заглавное фото). Согласно новому султанскому указу, церковь была переделана в арсенал. Таким образом, бывшая христианская церковь, построенная императором Юстинианом в шестом веке, стала складом оружия и доспехов султанской гвардии и хранилищем трофеев. Эти трофеи в конечном итоге стали включать в себя оружие и доспехи персов, побежденных в 1514 году, и мамлюков, разгромленных в 1517 году, не говоря уже об оружии и доспехах европейских рыцарей. Расположенный во внешнем дворе дворцового комплекса и доступный для общественности, арсенал не только служил практическим военным целям, но также имел пропагандистскую ценность как символ османского завоевания.
Во времена правления султана Ахмеда III (1703-1730) было решено создать национальный военный музей по европейскому образцу, и в 1726 году в церкви был открыт «Новый арсенал». Однако в последующие годы арсенал понес значительные потери. Во время правления Селима III (1789-1807), янычарский бунт привел к разграблению запасов арсенала. Последующая отмена и уничтожение янычарского корпуса в 1826 году повлекло за собой уничтожение всех следов янычар, включая их вооружение. В результате, множество оружия, связанное с султанской гвардией было вывезено и уничтожено. Примерно в то же время ряд ценных вооружений был передан в имперскую казну, а другие были подарены иностранцам.
Возможно, самую большую потерю арсенал понес примерно в 1839-1840 годах, в начале правления султана Абдул Меджида I (правил в 1839-1861), когда из церкви Святой Ирины было выброшено как лом, огромное количество европейских и исламских доспехов и оружия. Многие из этих предметов, отмеченные клеймом арсенала, попали в Европу и теперь находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.
20 ноября 1919 года доктор Башфорд Дин, первый хранитель оружия и доспехов Метрополитен-музея, отправился в Европу в шестимесячное путешествие, в ходе которого посетил Англию, Бельгию, Францию, Швейцарию, Германию, Чехословакию, Австрию, Италию, Турцию, Грецию и Испанию. Похоже, что основной целью поездки Дина была покупка предметов как для музея Метрополитен, так и для его собственной коллекции. С этой целью Дин отправился в сорок восемь городов, где, по его собственному подсчету, он посетил в общей сложности 649 антикварных магазинов и шестьдесят частных коллекций. Недавнее обнаружение записей, которые Дин вёл в этой поездке, вместе с фотографиями, которые он сделал в то время, пролило новый свет на его коллекционную деятельность и предоставило документацию по дате и месту покупки, а также по происхождению многих из его приобретений.
Б. Дин приобретал как целые гарнитуры, так и отдельные экземпляры. Такие покупки были характерны для Дина, зоолога по образованию, который считал фрагменты доспехов своими «окаменелостями». Имея лишь несколько однородных доспехов пятнадцатого века и почти не надеясь, что какие-либо из них появятся на рынке, Дин увидел в этих элементах возможность восстановления «готических» доспехов (т.е. тех, что датируются до 1500 года). ) из подлинных, но разрозненных элементов, подобно тому, как палеонтолог реконструировал бы целого динозавра из нескольких выкопанных костей.
На этих фотографиях изображены многочисленные европейские шлемы, элементы доспехов и мечи в витринах, на столешницах и на полу, обнаруженные Б. Дином в стамбульском арсенале.
Состояние этих фрагментов неутешительно, большинство из них сильно корродированы, а многие сильно повреждены. Среди предметов узнаваемы несколько итальянских наплечников и тассетов шестнадцатого века, и можно с уверенностью предположить, что многие другие предметы также европейского происхождения. Самое грустное из всего этого — это фрагменты доспехов, сложенные у стены, как куча мусора.
Открытие такой огромной, неопубликованной коллекции европейских доспехов, должно быть, взволновало Дина. Он, очевидно, начал записывать как можно больше, концентрируя внимание на шлемах, которые были более доступны и, следовательно, их было легче изучать и фотографировать, чем фрагменты доспехов. Сохранилось девять фотографий Дина, на каждой из которых изображено от шести до восьми шлемов, расположенных в два яруса на столе. Всего задокументировано шестьдесят шесть примеров, представляющие практически все типы шлемов, использовавшиеся в период с конца четырнадцатого до середины семнадцатого века: бацинеты, барбюты, салады, шапели, арметы, закрытые шлемы, бургонеты и шишаки.
Вместе мы можем поддержать становление православных общин в Турции