Эгерия — первая паломница

Эта история произошла в 4 веке. Молодая женщина родом из Галлеции решила совершить путешествие своей жизни и отправилась в Святую землю, приблизительно в 381-384 годах. Звали ее Эгерия. По одной из версий Эгерия была просто христианской девушкой из зажиточной семьи, которая решила отправиться в паломничество, по другой — монахиней, которую сестры отправили путешествовать и молиться по святым местам. В своем письме она часто обращается к сестрам, оставшимся в Галлеции. Эгерию также упоминают некоторые ее современники, называя монахиней. Известно также, что она путешествовала не одна, а в окружении свиты, состоящей из множества слуг. Одна из первых христианок, совершивших паломничество в Святую землю.

Так или иначе, Эгерия оставила отчет о своем путешествии в длинном письме к своим домашним — «Itinerarium Egeriae», которое фрагментарно сохранилось до наших дней.

Эта паломница посетила святые места Востока, начиная с Египта (где была в Фиваиде), Синай, Палестину, Сирии и Малую Азию, останавливаясь в памятных святых местах. Ровно три года она прожила в Палестине, в Иерусалиме, из которого она совершала экскурсии по различным библейским местам.

«И так, снова продолжая путь через несколько ночлегов, я прибыла в город, имя которого читается в писании, то есть Ватанис, каковой город существует и до ныне. В нем находится церковь с епископом по истине святым, отшельником и исповедником; есть и несколько гробниц святых. Город изобилует множеством жителей; в нем расположены и воины со своим трибуном. Отправившись оттуда, мы, о имени Христа Бога нашего, прибыли в Едессу и, прибыв туда, тотчас направились к церкви и к гробнице Святого Фомы. И там мы, по обыкновению, произнесли молитвы и исполнили все, что обыкновенно делали в Святых местах; прочли также некоторые места из Святого Фомы. Там есть церковь, большая и очень красивая, выстроенная недавно и вполне достойная быть домом Божиим; и так как было многое, что я желала там видеть, то мне было необходимо остановиться там на три дня».

Для нас, православных христиан, описание Эгерии является крайне важным, поскольку является свидетельством развития литургии (например, Великий пост, Великая пятница). Она оставила первое описание практики и воплощения литургических сезонов, как они существовали в её эпоху — период ещё до отделения праздника Рождества Христова от Богоявления. Ей же принадлежит самое древнее свидетельство об иерусалимском бдении в ночь на Великую пятницу. Она рассказывает о подготовке катехуменов к крещению, происходившей в течение сорока дней Великого поста.
Она описывает празднование Вознесения, как все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, идут «на то место, откуда Господь вознесся на небо», и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о празднике.

Дорогие братья и сестры!

Вместе мы можем поддержать становление православных общин в Турции