Что такое святки?
7 января в Православной Церкви наступают рождественские Святки, которые длятся почти две недели — до следующего двунадесятого праздника — Крещения Господня, Богоявления, 19 января.
В древней Церкви Крещение и Рождество Христово были объединены, и лишь в IV веке праздники были разделены и между ними появился период «святых дней», или Святок.
В связи с общей радостью о родившемся Спасителе богослужения этих дней особенно праздничны, торжественны и преисполнены неизреченного духовного веселия.
В этот период поста в среду и пятницу нет. В продолжение святых дней Таинство Брака не совершается.
В Рождественские святки принято посещать родственников и друзей с радостной вестью и подарками. Но главное не забывать тех, кто больше других испытывает недостаток внимания, — больных, обездоленных, нуждающихся, пребывающих в тюрьмах. Тот, кто проявляет милосердие и любовь к ближним, проявляет любовь к самому Богу.
Для людей верующих самое важное в эти святые дни помнить, что 8 января Церковь празднует Собор Владычицы нашей Небесной Пресвятой Богородицы, а 9 января — память апостола первомученика и архидиакона Стефана, а потом будет и воспоминание о 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме убиенных.
По словам митрополита Вениамина (Федченкова) «Я ощутил, что ныне — хотя бы ныне, в эти великие праздники, — неприлично, не подобает даже думать о себе. Вообще, ни о чем «своем» не нужно заботиться. Довольно других дней — всё «о себе». А теперь нужно отдаться всецело — чувствам «о Нем», о Боге, о Спасителе: пришел Царь Неба и земли; и к Нему нужно устремиться всецело, позабыв себя. Ныне Царь царей, Царь-Творец мира явился. Забудем же себя для Него. Хоть бы на эти «святые» дни, Ему «посвященные», — святки. Это будет лучшее празднование».
Светлые дни Рождества Христова
Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы Светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост — некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: «Христос рождается – славите» и проч. Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху.<…>
Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога.
Святитель Феофан Затворник
Не напрасно, наши благочестивые предки дали такое название этим дням — Святки; это действительно дни святые, дни святых воспоминаний двух важнейших радостных событий из земной жизни нашего Спасителя — Его Рождества и Крещения. Этих великих событий, такой неизреченной радости, ждали когда-то целые миллионы людей, ждали целые тысячи лет, и особенно ждали ветхозаветные праотцы, пророки и все праведники. Ждали, и вот их ожидания исполнились: в Вифлееме граде родился от Девы Марии Отроча младо — Превечный Бог; вот Он — наш Спаситель явился на Иордане, смиренно преклоняет Свою главу под руку Предтечеву, погружается в воды Иордана, — и Дух в виде голубине нисходит на Него, и Отец свидетельствует о Нем яко Единородном…
Как же не радоваться, как не веселиться в такие воистину святые дни?.. А чтобы радость наша была полнее, Святая Церковь позаботилась и нас самих предочистить сорокадневным постом, ибо сказано в Писании: «И не будет благо нечестивому…» (Еккл. 8, 13). Вот что такое Святки, вот какие великие святые события воспоминаются в эти святые дни!
«Троицкие листки«
Как проводить святые дни
Первые три дня этого радостного всемирного праздника называются в церковном уставе тридневной Пасхой. Священные песнопения и все утренние, дневные и вечерние Богослужения этих дней бывают так торжественны, так преисполнены неизреченного духовного веселия, что можно только от души пожалеть того христианина, который без крайней нужды сам себя лишает в эти дни великого духовного утешения — присутствовать при всех церковных службах с теплым усердием и полным вниманием!
Итак, прежде всего, спеши, в эти святые дни в храм Божий: там ты забудешь всю суету земную; там ты почувствуешь себя в вертепе Вифлеемском, у яслей Христовых; там ты услышишь песнопения ангельские, и можешь сам прославлять Богомладенца и Его Пречистую Матерь купно с небожителями, можешь поклониться Спасителю мира вместе с простецами, пастырями, принести Ему дары вместе с мудрецами, царями восточными. Они принесли Ему злато, а ты принеси сердце чистое, они — ливан, а ты молитву яко кадило благовонное, они — смирну, а ты — слезу умиления сердечного…
Церковь Божия для верующих — это рай земной! Когда со вниманием слушаешь службу Божию, то и не вышел бы из этого рая пресветлого, особенно в такие дни, когда все песнопения, все чтения из слова Божия — все переносит тебя в те священные времена, когда явился на земле Господь наш Иисус Христос! Итак, первое и главное дело в святки — чаще ходить в храм Божий.
«Троицкие листки»
Вместе мы можем поддержать становление православных общин в Турции