Что такое Церковь? Разве нельзя общаться с Богом без нее?
День Святой Троицы традиционно именуется у христиан днем рождения Церкви. И именно в этот день стоит разобраться с одним из ключевых недоумений, регулярно возникающих у малоцерковных, а иногда и у давно посещающих храм людей: для чего нужна Церковь? Почему отношения человека с Богом не могут устраиваться напрямую, без всяких посредников?
В позиции христиан-«индивидуалистов» есть здравое зерно: с каждым человеком Бог общается лично. И если в дохристианскую эпоху Господь заключал завет — союз, договор — с целым Израильским народом, то с момента пришествия в мир Сына Божия Иисуса Христа каждый человек заключает с Богом свой личный завет: принимает Святое Крещение, отрекаясь от сатаны и сочетаясь со Христом (вступая с Ним в неразрывный личный союз).
От каждого Господь ждет личной веры: из Евангелия мы знаем, что именно личная вера спасает человека (Мф 9:22, Мф 9:29, Лк 7:50 и другие фрагменты). И каждому человеку Бог лично желает блага. Об этом известные слова пророка Иезекииля: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез 33:11). Об этом и всё Священное Писание Нового Завета: и Сам Спаситель, и апостолы творят благодеяния не народу в целом, а конкретным людям, иногда даже иноземцам и иноверцам, лишь бы те откликнулись на призыв Христа…
Вот здесь-то — в желании Бога дать человеку благо — и кроется ответ о роли Церкви…
«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»
Это одно из ключевых мест Священного Писания (Мф 16:18), где о Церкви говорит Сам Господь. Слова Я создам в Его устах — это больше, чем сообщение. Речь идет ни много ни мало об акте творения, который Он намерен совершить и о котором заранее извещает Своих учеников. Не люди, не ученики Христовы создают Церковь (как могли бы они создать некую организацию, общину, клуб, институт), а Сам Господь. Церковь — Его творение. Можем ли мы сомневаться в ее необходимости или продолжать думать, что это какая-то избыточная человеческая «надстройка»?
Другой ряд вопросов — что такое Церковь и для чего она Богу? Какое место занимает Церковь в остальном творении? Каковы ее признаки и где ее границы? Искать ответы на все эти вопросы для христиан совершенно естественно.
И один из ответов мы находим в концовке той же фразы Христа: …врата ада не одолеют ее.
Церковь создается как «пространство спасения», как некое «место», которое не погибнет вместе с прочим миром в конце времен, а будет сохранено, спасено для Царствия Небесного. Образно говоря, это такой «корабль» вроде Ноева ковчега, потопить который сатане не удастся, несмотря на все его старания. Отсюда, кстати, и «корабельная» форма некоторых храмов, и «якорная» форма креста на их куполах.
А теперь обратимся к Символу веры — тексту, в котором содержатся главнейшие ключи христианского миропонимания, составленному и утвержденному на Вселенских Соборах еще в IV веке. Мотивы всего, что совершил и продолжает совершать Господь, описаны там одной емкой фразой: «нас ради человек, и нашего ради спасения». Ради спасения нас, людей, Господь сошел с небес и воплотился, стал человеком Иисусом, проповедовал и исцелял; ради нас Он принял позорную и мучительную смерть на Кресте, а потом воскрес и вознесся к Богу Отцу. Ровно для того же Он создает и Церковь — потому, что любит людей и хочет дать им всё для спасения. Церковь — это дар Божий христианам, который призван ограждать их от ада — вечной погибели, вечного пребывания в разлуке с Богом.
Что же представляет собой этот дар в реальной жизни?
…На сем камне создам Церковь Мою
Слова «церковь» и «храм» мы нередко используем как взаимозаменяемые. Многие люди так прямо и думают: Церковь — это культовое здание с куполом и крестом.
А на самом деле русское слово «Церковь» — перевод греческого ἐκκλησία («экклесия»), буквальный смысл которого — «призвание, собрание, собор».
Да, конечно, храм мы тоже называем собором: ведь в храме люди как раз собираются — для молитвы, для участия в таинствах, для обсуждения важных вопросов своей общинной жизни. В этом смысле и Христос, и апостолы действительно уподобляли Церковь храму. Но только лишь уподобляли, а не смешивали одно с другим.
В один из решающих моментов евангельской истории, когда апостол Петр именует Христа Сыном Божиим, Господь говорит ему те самые слова, к которым мы уже обращались в начале статьи: Ты — Петр, и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). Христос словно бы изображает Церковь в виде здания, которое возводят, как и положено, на твердом каменном основании. Но это, конечно, иносказание: ведь если основание этого «здания» — твердая вера во Христа как в Сына Божия (а Петр исповедал именно такую веру), то и само это «здание» — явно нечто иное, нежели какое-то строение.
Эту же метафору использует в одном из своих посланий апостол Павел – и раскрывает ее. Он называет Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы (адресаты Павлова послания — жители города Ефеса. — Ред.) устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф 2:20–22). Вот что такое это «здание»: это сами христиане, которые, сотрудничая и поддерживая друг друга, как бы составляют единый организм, единое здание, в котором живет Сам Бог, объясняет апостол.
Деяния апостольские — еще одна книга Нового Завета — повествует, как ученики Спасителя основывают христианские общины в разных городах Римской империи — в Иерусалиме, Антиохии, Коринфе, Филиппах, Ефесе… Именуются эти общины церквями(не только в книге Деяний, но и, например, в Откровении Иоанна Богослова). И вот тут речь уже явно о сообществах верующих. Которые, кстати, далеко не сразу стали собираться для молитвы и общения именно в храмах: часто их собрания происходили в доме кого-нибудь из членов общины, а иногда вообще под открытым небом. Возможность строить каменные храмы для регулярных собраний христиане получили только в IV веке, после того как римская власть прекратила гонения на их веру. А Церкви — собрания, сообщества верных Господу людей — существовали уже давно!
Источник: ФОМА
Вместе мы можем поддержать становление православных общин в Турции