Что такое агиасма и/или не ищите духовность в проруби!
Вопросы — ответы о святой воде, купаниях на праздник, освящении всего водного естества и многих других заблуждениях, связанных с праздником Крещения Господня.
Классическое понимание!
Агиа́сма! Это звучное и таинственное слово вошло в наш литургический язык из греческого. Здесь термин аги́асма(«святыня») употребляется в широком значении; в церковнославянском же обиходе (с ударением на третьем слоге) обозначает святую воду. «Агиасма е́же есть освяще́ная вода» (Дубенский сборник, XVI в.).
То есть любую освященную воду называют агиасмой.
Как освящается вода?
Освящение воды происходит особым чином, когда во время пения и чтения молитв в определенной последовательности священник трижды совершает погружение креста в воду. После этого Святой Дух сходит на воду и она становится святой. Есть два вида освящения воды — великое и малое.
Великое освящение совершается только 18 и 19 января в память события Крещения Господня. Вода, освященная в эти дни называется Великой агиасмой, еще мы называем ее Крещенской или Богоявленском, что одно и то же. Эту воду хранят в течении всего года и употребляют в болезнях, искушениях и разных других физических и духовных немощах.
В Требнике, в последовании Великого освящения воды, так говорится о благодатных ее действиях: «Дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
Малое освящение воды совершается по потребности верующих в течение всего года. Может совершаться в любое время на водосвятном молебне. Чаще всего его совершают после воскресных или праздничных богослужений, обычно сопровождается кроплением верующих святой водой.
О чудесных свойствах богоявленской воды говорит святитель Иоанн Златоуст (†407): «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят весь год <…>. Cущество этой воды не портится от продолжительности времени, но … целый год, а часто два или три года она остаётся неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников» («О Крещении Христа»).
Можно ли самому освятить воду?
От одного человека мне стало известно, что можно самостоятельно набрать воду, прочитать над нею молитву «Отче наш», зажигая в это время над нею спички одну от другой, после чего, по утверждению этого человека, эта вода становится святой водой. В интернете существуют целые статьи «как самостоятельно освятить воду дома» или, например, «12 шагов как освятить воду».
Подобного рода действия никаким образом не относятся к освящению воды. Если даже будут прочитаны те же молитвы, которые читает священник на водоосвящение, вода не поменяет свои свойства и не станет святой.
Освящать воду могут только епископы или священники.
Почему крещенская вода не портится весь год?
Благодаря благодатным свойствам, которые она получает при схождении божественной благодати через троекратное погружение священнослужителем креста в воду. На вкус она от обычной воды не отличается, ее внешние свойства (цвет, вкус, температура) сохраняются. Она отличается внутренним действием на человека. Относиться к ней нужно бережно, ведь вода может и испортиться: освящаясь, она не становится чем-то нетленным.
Какие есть молитвы перед принятием святой воды?
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый святая Твоя просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
В этой молитве верующие обращаются к Господу и просят у него помощи. Но не стоит уповать лишь на чудодейственную силу воды и исключительно Божественное действие. Во время чтения молитвы и принятия крещенской воды, нужно помнить, что оставить грехи и покорить свои страсти и немощи человек должен стремиться и сам.
Можно ли купаться в проруби на Крещение?
«Сегодня освящается естество вод», – поётся за водоосвящением. Понятно, что христианину хочется не только вкусить агиасму, но всё тело освятить погружением в эту преображённую стихию. По древнерусским представлениям, такое купание было необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским ряженьем, – «чтобы смыть с себя скверну бесовских масок». А современные весельчаки, предававшиеся на Святках «национальным излишествам», желают столь радикальным методом разом смыть с себя все грехи. Здесь мы уже выходим за рамки здравого смысла.
В авторитетном богослужебном руководстве (первое издание вышло 1892 году), переизданном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, читаем: «В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках. <…> Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою – значит требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. <…> Подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены» ( Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. 1. С. 24–25).
Таким образом, купания 19 января не имеют никакого отношения к празднику Богоявления и евангельским событиям крещения Иисуса Христа.
Правда что на Крещение освящается «все водное естество» на планете. Поэтому любые действия священнослужителя — это только символ, присоединение молитв к уже состоявшемуся явлению. Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем тогда освящаете воду в этот день?
Это чистая эзотерика, эзотерическое понимание того, что происходит на Крещение. Сам Христос — создатель христианства — учредил институт священства, чтобы были люди, которые могли совершать богослужения, освящать какие‑то вещества и предметы, в том числе воду. То есть ничего не придумано — это заповедано самим Христом. Освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин. Божия благодать — не безликая стихия. Бог всегда смотрит на силу веры и возможности верующих людей. Если есть возможность присутствовать на богослужении, молиться при освящении воды, прийти и взять освященную воду, а люди не пользуются этой возможностью, говорят «да наберем из‑под крана — святая будет», они не получают святую воду. Можно рассудить так: коль православные священники освящают открытые водоемы, например, воду в Волге, то через водозабор она попадает в кран. Но мы не можем это знать наверняка. Вот там, где воду освятил священнослужитель, там точно она крещенская.
Еще о воде из-под крана!
С водой, которая течет из центрального водопровода, ничего не происходит. Не святой же водой вы моете посуду, стираете и смываете ее в канализацию. Это народное поверье, сложившееся исторически. Святой вода становится после обрядовых действий, совершаемых епископом или священником при сошествии божественной благодати. Хотя в стихире праздника и говорится «днесь вод освящается естество», единого церковного мнения, закрепленного в богословской науке, по этому вопросу нет. Однако «принято считать» опирается больше на веру отдельно взятого человека или группы лиц, а освящение через обрядовые действия проверено тысячелетним живым опытом Православной церкви. Но они никак не сравнятся со святостью Великой Агиасмы. Ибо для этого нужно совершение определенных таинственных и обрядовых церковных действий, основанных на совместных молитвах священника и предстоящего народа. Поэтому люди и идут в храм. Если кто-то объявит, что у него на автомойке из шланга 18 и 19 января будет течь крещенская вода, много людей придут к нему ее набирать?
Здесь молился святой Николай. Авторский паломнический тур по Ликии