Без мыльных опер: 6 отличных фильмов о Турции
Возможно, ты не видел(-а) ни одной серии телехитов «Великолепный век» и «Постучись в мою дверь» и даже не знаешь, что по объему производства и продаже сериалов на мировой рынок Турция уступает лишь США. Однако и авторское кино в стране весьма успешное – фильмы местных режиссеров то и дело завоевывают престижные мировые награды. Если интересуешься Турцией и ее жителями, то получше узнать их тебе помогут семь кинолент, собранных в этом материале.
Турецкое кино: разлученные сестры и Супермен Тайфун
Первые кинохроники появились в Константинополе еще в 1897 году! Правда, в начале XX века в стране снимали лишь военную хронику и документальные фильмы по госзаказу. Более того, кинопроизводством заведовало специально созданное военное управление кинематографии. Да и доступно оно было лишь знати и состоятельным иностранцам. Массовое кино начало развиваться после провозглашения Турецкой республики в 1923 году. Вот только вплоть до 1950-х выходило всего по несколько игровых фильмов в год.
Настоящий бум турецкого кино произошел в 1950-1970-е. Способствовали этому государственная политика развития кинотеатров (тогда это было единственное развлечение, доступное большинству населения) и налоговая поддержка местных фильмов, а также энтузиазм молодых режиссеров, получивших образование на курсах кинематографистов в Европе и США. В Стамбуле открылась легендарная студия Йешильчам (Yeşilçam), названная по небольшой улочке в районе Истикляль, где любили собираться местные режиссеры и актеры. К слову, название студии стало нарицательным и фактически означало «турецкий Голливуд».
Йешильчам выпускала по 200–300 фильмов в год. Благодаря ее работе Турция заняла третье место по объему кинорынка после Голливуда и Болливуда. Правда, при таком потоке страдало качество. Массовому зрителю были интересны мыльные оперы, поэтому быстро выделились три главных сюжета, безжалостно эксплуатировавшихся в фильмах того времени: любовная история между бедной девушкой и богатым парнем (или наоборот); разлученные при рождении братья и сестры; а также истории «простаков из деревни», приезжающих в крупные города.
В конце 1970-х мыльные истории турецкой публике порядком надоели и в ход пошли ремейки западного кино. Ну как ремейки… При отсутствии каких-либо законов об авторском праве в турецких версиях использовалась не то что оригинальная музыка, но даже спецэффекты, вырезанные из западных фильмов. Что еще делать, когда на собственные нет бюджета? Единственное, что всегда меняли в турецких ремейках – имена главных героев. Всё-таки нужно было кастомизировать их под внутренний рынок. Так в Турции того времени пересняли «Супермена» и «Звездные войны». В турецком мокбастере «Звездных войн» (Dünyayı Kurtaran Adam) главных героев звали Мурат и Али, а Cупермен Кларк Кент превратился в Cупермена Тайфуна (Süpermen Dönüyor).
В 1980-х в массовом кино Турции произошел значительный спад. Из-за экономического и политического кризиса внутри страны финансовая поддержка кинематографа сократилась. Вынуждена была закрыться легендарная студия Йешильчам. (К слову, известный турецкий писатель и Нобелевский лауреат Орхан Памук в романе «Музей невинности» рассказывает о взлете и падении кинематографа Турции.)
В середине 1990-х начался очередной виток популярности турецкого кино и связан он был как раз с производством сериалов. Правда, в то же время турецкое авторское кино продолжает завоевывать награды главных кинофестивалей мира и часто становится популярным не меньше сериальных мелодрам. О таких фильмах и пойдет речь ниже.
Город Кошек
Kedi (2016) | Режиссер Джейда Торун
Документальный фильм о настоящих хозяевах Стамбула и его главной достопримечательности – уличных кошках. Пожалуй, здесь их живет не меньше, чем людей. При этом у каждого стамбульца обязательно найдется кошка, которую он кормит и за которой присматривает. Точнее, по уверениям местных жителей, сами животные выбирают, кто за ними будет ухаживать. Нежное и уважительное отношение стамбульцев к кошкам – отдельная история. Городские улицы заставлены мисками с кормом и поилками, а каждый уважающий себя житель города рано или поздно обзаводится еще и долгом у местного ветеринара. Так что универсальный совет на случай поездки в Стамбул: не забудь включить в бюджет деньги на кошачий корм.
Бумажные жизни
Kağıttan Hayatlar (2021) | Режиссер Джан Улкай
В богемном Нишанташи и вокруг туристического Истикляля, в историческом центре и в тихих спальных районах – повсюду в Стамбуле работают мусорщики, собирающие вторсырье (картон, пластик и стекло). Узнать их можно по огромным баулам, прикрепленным к металлическим конструкциям, напоминающим тележки. Как правило, за такую работу берутся люди в тяжелой жизненной ситуации: бездомные, беспризорники или беженцы. Часто на стамбульских улицах можно увидеть, как с этими баулами управляются женщины с маленькими детьми. «Бумажные жизни» показывают будни сообщества стамбульских мусорщиков, большинство из которых – беспризорные подростки. Фильм вышел на «Нетфликсе» в 2021 году и уже через неделю после релиза стал самым популярным турецким кино на платформе.
Едешь в Стамбул – держи на уме, что мусорщики передвигаются на своих конструкциях крайне быстро, а иногда устраивают целые гонки, поэтому лучше не стоять у них на их пути.
Мед
Bal (2010) | Режиссер Семих Капланоглу
Удивительно атмосферный фильм, который можно смотреть в оригинале, даже если ты не говоришь по-турецки. Главные герои здесь совсем немногословны. Зато тягучесть действия, восхитительное музыкальное сопровождение и прекрасные пейзажи северо-востока Турции делают фильм идеальным вариантом, если хочется позалипать у экрана. «Мёд» – история обычной сельской семьи, в которой мать собирает чай, а отец занимается бортничеством. Главный герой – мальчик Юсуф. Картина рассказывает о его детстве и входит в кинотрилогию «Яйцо» (2007), «Молоко» (2008) и «Мёд» (2010). Премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале, где работа получила главную награду «Золотого медведя». Это гран-при Берлинале стало третьим в истории турецкого кино.
Зимняя спячка
Kış Uykusu (2014) | Режиссер Нури Бильге Джейлан
В этом фильме мы перемещаемся в центральную Турцию к ее самой известной достопримечательности – Каппадокии. Главный герой – Айдын – богатый наследник местного землевладельца. В его собственности – отель, магазины и даже бедная деревня (точнее земля, на которой деревня когда-то была построена). Айдын мечтает написать книгу, но пока его старания ограничиваются морализаторскими колонками об «эстетической нищете» на страницах местной газеты. Этот циничный, язвительный и эгоистичный герой без капли эмпатии вызывает отвращение уже в начале трехчасового фильма, но досмотреть историю до конца определенно стоит! В 2014 году фильм получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Что интересно, за основу сценария были взяты рассказ Чехова «Жена» и частично роман «Братья Карамазовы» Достоевского.
Мустанг
Mustang (2015) | Режиссер Дениз Гамзе Эргювен
Один из самых известных турецких фильмов на Западе, номинированный сразу на три главных кинопремии мира: Оскар, BAFTA и Золотой глобус. Действие фильма разворачивается на севере страны в турецком селе. Фильм рассказывает о взрослении главных героинь – пяти сестер, живущих на попечении дяди и бабушки. Домашнее насилие, раннее замужество по договоренности, заключение в четырех стенах и запрет на получение образования – вот против чего будут бороться сестры. Несмотря на весь ужас, происходящий с главными героинями, фильм достаточно жизнеутверждающий.
Народ моего деда
Dedemin İnsanları (2011)| Режиссер Чаган Ырмак
Фильм рассказывает о принудительном обмене населением между Грецией и Турцией в 1923 году после окончания греко-турецкой войны. Обмен тогда затронул 2 миллиона жителей. При этом переселенцы отбирались по религиозному признаку. Так, грекоязычные мусульмане, большинство из которых проживало в Салониках и на Крите, и туркоязычные христиане, центром которых был город Смирна (Измир), должны были «поменяться местами» в принудительном порядке. Это событие стало одним из крупнейших переселений народов в мировой истории и несомненно повлияло на судьбы множества людей. Фильм рассказывает о жизни уважаемого главы семейства по имени Мехмет, который в восьмилетнем возрасте вместе со своей семьей был насильно переселен с Крита в Измир. Мехмет всю жизнь мечтает вернуться в свой дом, однако политические события не позволяют ему это сделать. Остается лишь встречаться с друзьями — потомками таких же вынужденных переселенцев, а также бросать в море бутылки с письмами в надежде, что они достигнут противоположного берега.
Здесь молился святой Николай. Авторский паломнический тур по Ликии