Археологи установили, какой храм в домонгольской Руси был построен последним с использованием уникальной византийской технологии

Собор святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в Великом Новгороде был последним храмом домонгольского периода Средневековой Руси, возведенным с использованием уникальной византийской технологии, такое открытие сделали специалисты Института археологии РАН (ИА РАН).

В ходе работ сезона 2024 года археологи раскрыли фрагмент валунного фундамента храма, в основе которого находились дубовые лежни (толстый брус), скрепленные железными кольями и скобами между собой. Подобная технология характерна для византийского строительства, в Средневековой Руси она встречалась лишь в домонгольских каменных храмах, сообщила пресс-служба ИА РАН.

Новгородский Детинец. Археологические работы возле церкви Андрея Стратилата. Фото: пресс-служба ИА РАН

– Церковь Бориса и Глеба в Новгородском Детинце – одна из важнейших церковных построек средневекового Новгорода. Она исчезла с лица земли еще в XVII веке, но, к счастью, частично сохранила свои подземные конструкции, изучение которых дополнит наши знания о каменном зодчестве домонгольского периода Средневековой Руси, – сказал руководитель Новгородского архитектурно-археологического отряда ИА РАН, член-корреспондент РАН Владимир Седов. – Использование в фундаменте дубовых лежней и сложная конструкция ленточного фундамента демонстрирует высокий уровень строительных технологий этого времени, тесно связанный с византийской традицией.


Фрагмент валунного фундамента и деревянные лежни в его основании. Фото: пресс-служба ИА РАН

Во время работ археологи расчистили дубовые лежни – толстые деревянные брусы шириной 30-35 см, лежавшие в два-три ряда и образовывавшие продольно-поперечные ленты, перекрывающие друг друга на пересечениях.

В ИА РАН пояснили, что средневековые строители укладывали лежни на дно фундаментных рвов и засыпали их валунами, а сверху скрепляли эту конструкцию раствором. Таким образом создавалась армирующая кладка фундамента, обеспечивавшая одинаковую усадку по всему сооружению.

Работы на раскопе, 2024 г. Фото: пресс-служба ИА РАН

– Краткие сведения о системе деревянных лежней есть в отчетах о раскопках Строкова–Богусевича, но точных чертежей и фотографий, способных охарактеризовать их особенности, не сохранилось. Найденные конструкции – это первые материальные свидетельства их использования в кладке фундамента церкви Бориса и Глеба, – сказала ученый секретарь ИА РАН, кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко.

Она пояснила, что подобная система использования деревянных лежней в основе ленточного фундамента характерна лишь для некоторой части каменных храмов домонгольского времени – т.н. княжеских соборов Новгорода. Встречается она в ряде новгородских церквей, например, в Георгиевском соборе Юрьева монастыря, Рождественском соборе Антониева монастыря. Намного больше храмов с подобным фундаментом известны в Южной Руси.

Слева: ортофотоплан фрагмента фундамента храма Бориса и Глеба, 2024 г. Справа: план системы лежней в ленточных фундаментах церкви на усадьбе Художественного института (Киев), 1947 г. Фото: пресс-служба ИА РАН

Марина Вдовиченко подчеркнула, что наличие в Борисоглебском храме валунного фундамента с системой деревянных лежней «однозначно говорит о том, что храм был построен высококвалифицированным зодчим, перенявшем мастерство либо у византийских мастеров старшего поколения, либо у их учеников».

– Это последний древнерусский домонгольский храм, построенный с использованием этой технологии. После монгольского нашествия этот строительный прием уже не используется – вероятно, старые мастера ушли и не успели передать секреты своего мастерства молодым, – пояснила представитель ИА РАН.

Софийский собор, звонница (слева) и церковь Бориса и Глеба (справа). Фрагмент иконы «Видение пономаря Тарасия», XVI в. Фото: пресс-служба ИА РАН

Собор святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в Великом Новгороде был построен в XII веке на территории Новгородского Детинца (первое упоминание в летописи о строительстве относится к 1146 году) и утрачен в XVII веке. На сегодня от него остались лишь участки фундаментов и нижних частей стен, полностью скрытые под современной поверхностью земли. Сейчас о существовании каменной церкви Бориса и Глеба напоминает лишь маленький храм Андрея Стратилата, когда-то бывший ее приделом.

Источник: ФОМА

Дорогие братья и сестры!

Вместе мы можем поддержать становление православных общин в Турции