100 лет турецкой музыки: хронология

Турция имеет давнее музыкальное наследие и большую любовь к ней: от оркестровой музыки до уникальных инструментов и уникальных стилей, которые до сих пор помнят и воспроизводят. Для тех, кто незнаком с музыкальными жанрами, популярными среди турков, вот ваш путеводитель по турецкой музыке на протяжении веков.

Ниже приводится хронология того, какая музыка создавалась и исполнялась на этих землях, которые мы так любим. Музыка всегда играла неотъемлемую роль в турецкой культуре и может похвастаться богатым полотном, сотканным на протяжении веков и отражающим культурное, историческое и географическое разнообразие региона.

Древние корни (до VII века):

Корни турецкой музыки переплетаются с древними цивилизациями, которые когда-то процветали в Анатолии. Влияние хеттской, фригийской и урартской культур заложило основу для уникальных мелодических и ритмических элементов, которые будут характеризовать турецкую музыку.

Византийская эпоха (4-15 века):

С приходом христианства византийские гимны и религиозная музыка оставили неизгладимый след в музыкальном ландшафте. Когда Византийская империя распалась, приток тюркских племен принес с собой новые инструменты и вокальные стили, создав плавильный котел музыкальных влияний.

Османская империя (14-20 века):

Османская эпоха представляет собой золотой век турецкой музыки. В изысканной музыке Османской империи сочетались персидские, арабские и византийские традиции. Классическая османская музыкальная традиция, известная как «турецкая классическая музыка» или «османская классическая музыка», возникла со сложными композициями на основе макама и замысловатыми ритмическими узорами. В выступлениях традиционно участвует сольный певец и небольшой или средний инструментальный ансамбль.

19 век:

Реформы Танзимата в XIX веке глубоко повлияли на турецкую музыку. Принятие западных инструментов и систем обозначений открыло новую эру слияния. Такие композиторы, как Хаджи Ариф Бей, были пионерами интеграции западных музыкальных элементов в турецкие композиции.

Начало 20 века:

Распад Османской империи и создание Тюркской Республики под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка привели к радикальным культурным изменениям. В рамках усилий по модернизации возникла новая форма турецкой музыки, известная как «Türk Sanat Müziği» (турецкая художественная музыка), сочетающая западные гармонии с традиционными турецкими гаммами.

«Турецкая пятерка» — это прозвище пяти композиторов, которые родились с разницей в несколько лет на рубеже 20-го века и задали тон переходу турецкой классической музыки в этот новый жанр, сочетающий западные и турецкие элементы. это продолжает почитаться и сегодня. Это: Ахмет Аднан Сайгун, Ульви Джемаль Эркин, Джемаль Решит Рей, Хасан Ферит Алнар и Несил Казим Акшес.

Середина 20 века:

В период после Второй мировой войны стал свидетелем подъема Тюрка Саната Мюзиги, а такие музыканты, как Зеки Мюрен, регулярно появлялись на телевидении с концертами в сопровождении полного оркестра. Между тем, в это время, с 1950-х по 1960-е годы, исполнитель на багламе Нешет Эрташ исполнял разновидность народной музыки с анатолийским влиянием, которую впоследствии назвали «Türk Halk Müziği».

1960-е: набирает популярность турецкая поп-музыка

В 1960-е годы возникла турецкая поп-музыка под влиянием западного рок-н-ролла. Такие артисты, как Ажда Пеккан, считающаяся «суперзвездой» турецкой поп-музыки, смешивали западные элементы в своих песнях, многие из которых также были турецкими вариациями популярных зарубежных песен. Ажда Пеккан продолжает оставаться одним из самых влиятельных музыкантов в истории Турции, поскольку она не только выступает сегодня, но и почти каждое поколение, живущее в Турции, знакомо и любит ее музыку. Фикрет Кызылок и Оздемир Эрдоган были другими популярными музыкантами того времени, чья музыка сочетала в себе элементы поп-музыки и фолка.

Между тем среди поп-исполнителей начал процветать жанр, называемый «турецкий Хафиф Мюзиги», который характеризовался включением турецкой лирики в западные песни и аранжировки. Другими словами, именно тогда началось появление турецких кавер-версий, таких как турецкая интерпретация Аждой Пеккан известной песни Глоры Гейнор «I Will Survive».

1970-е: Рождение анатолийского рока

1970-е годы были периодом расцвета турецкой музыки с появлением анатолийского рока, жанра, сочетающего в себе рок и традиционный анатолийский фолк. Такие группы, как Моголлар, и такие музыканты, как Эркин Корай, Барыш Манчо, Сельда Багкан и Джем Караджа, стали синонимами этого движения и музыки, также называемой «психоделическим роком», и в 21 веке они пережили возрождение.

1980-е: формируется «Арабеска».

В 1980-х годах такие музыканты, как Ибрагим Татлысес и Орхан Генджебай, популяризировали музыку «арабески», жанр, сочетающий в себе турецкий фолк с арабскими и византийскими элементами, который отражал социальную и экономическую борьбу того времени, отмеченную огромными межгородскими и сельскими конфликтами. миграция, поэтому этот стиль глубоко резонировал с быстро меняющимся обществом, особенно в Стамбуле.

Между тем, турецкая поп-музыка также процветала в это время, когда появились всемирно известные артисты, такие как Сезен Аксу, преодолев разрыв между турецкой и международной музыкой. Сезен Аксу, Нилуфер, Каяхан и Ажда Пеккан постоянно давали концерты, а в сторонке Аксу фактически обучала своих вокалистов тому, чтобы они стали поп-иконами следующего поколения, что они и сделали.

1990-е: турецкая поп-музыка выходит на мировой уровень

1990-е годы стали поворотным моментом с глобальным успехом «Şımarık» («Kiss Kiss») турецкой поп-звезды Таркана, сделавшего вокалиста международной сенсацией и открывшего двери турецким артистам на мировую сцену. Частично популярность Таркана заключалась в привнесении в его поп-песни элементов турецкого фольклора. Поскольку музыка в Турции пошла по двум разным траекториям: поп-музыка охватывала западные элементы, а арабески опирались на анатолийское музыкальное наследие страны, но таким музыкантам, как Таркен, удалось преодолеть этот разрыв, и его музыка приобрела беспрецедентную популярность.

Эта эпоха также стала свидетелем расцвета турецкой рок-музыки: такие группы, как Думан, Афина и Мави Сакал, также создали совершенно новый жанр турецкой рок-музыки под влиянием своих анатолийских рок-предшественников.

2000-е: эпоха Евровидения

Türkiye дебютировала на Евровидении в 2000 году в Стокгольме, Швеция, с песней «Yorgunum Anla» в исполнении Пинар Айхан и SOS. Три года спустя, в 2003 году, Türkiye выиграла конкурс песни «Евровидение» в Риге, Латвия, с исполнением Сертаб Эренер «Everyway That I Can». Эта победа ознаменовала собой значительное достижение Türkiye в истории Евровидения и сделала Эренер, которая вместе со своим бывшим мужем Левентом Юкселем, стала нарицательной после того, как ранее в течение многих лет была вокалисткой Сезен Аксу.

21 век принес волну музыкального разнообразия, и турецкий рэп приобрел известность благодаря таким артистам, как Ceza, сочетающим традиционное звучание с современными битами. Сцены инди и электронной музыки также процветали, демонстрируя экспериментальный дух турецких музыкантов.

2010-е: турецкая музыка становится разнообразной

В 21 веке такие жанры, как рэп, электроника и инди, приобрели популярность наряду с поп-музыкой и роком, а такие артисты, как Сеза, Гайе Су Акьол и Бююк Эв Аблукада, раздвинули музыкальные границы.

2020-е годы: Продолжение инноваций, глобальное сотрудничество:

Турецкая музыка продолжает внедрять инновации в глобальном масштабе. Пока такие артисты, как Алейна Тилки и Сила, исследуют новые звуковые территории и сотрудничают с артистами со всего мира, Гайе Су Акьол гастролирует по миру со своим уникальным сочетанием электронных битов и анатолийских попурри, а Эвренкан Гюндюз прокладывает путь возрождению анатолийского рока.

Дорогие братья и сестры!

Вместе мы можем поддержать становление православных общин в Турции